Каким был 2024 год для КрасЖД и как восточный вектор в экономике повлиял на ее развитие?
Время вызовов
2024 год - особенный для КрасЖД: он проходил под знаком не только исторической для магистрали даты, но и 90-летия Красноярского края. Такие юбилеи - мост между прошлым и будущим: они напоминают, какой вклад внесли поколения железнодорожников в промышленное освоение Сибири и сколько значимых задач решают сейчас.
- С 2013 года мы активно участвуем в развитии Восточного полигона РЖД, воротами которого является Красноярская железная дорога. На магистрали реализуется программа по увеличению пропускной и провозной способности Южного хода Междуреченск - Тайшет, на которую в этом году был направлен наибольший за весь период объем инвестиций - 32,1 миллиарда рублей. Работы велись одновременно на 40 объектах, - рассказывает начальник КрасЖД Алексей Туманин.
О том, что экономика в значительной степени приспособилась к новым реалиям, говорит объем отправленных по КрасЖД грузов: за 2024 год по железной дороге доставлено 80 миллионов тонн продукции и сырья. Снижение экспортных перевозок компенсировала положительная динамика внутри страны. А Красноярский край по итогам года вошел в тройку регионов - лидеров по объемам железнодорожных отправок в России: перевезено порядка 50 миллионов тонн.
Помимо традиционных - угля, металлов, зерна и стройматериалов, появляются новые виды грузов. Например, в 2024 году впервые организованы регулярные перевозки рапсового жмыха из Красноярского края в Китай. По этому же маршруту отправлен первый контейнерный поезд с рапсовым маслом.
- Тенденция последних лет - растущий спрос со стороны наших партнеров на новые логистические возможности, - говорит Алексей Туманин. - Понимая это, мы продолжаем развивать наиболее востребованные сегодня сегменты, в том числе сервис по ускоренной доставке грузов в контейнерах.
В 2024 году Красноярская магистраль открыла новую контейнерную площадку на территории терминально-логистического центра (ТЛЦ) станции Абакан. Теперь здесь появилась возможность для формирования контейнерных маршрутов, которые будут доставлять по железной дороге экспортную продукцию предприятий Хакасии. Это важнейший проект как для КрасЖД, так и для экономики региона, где существовала нехватка мощностей для отправки грузов в контейнерах.
Движение на Восток
В 2024 году Красноярская магистраль продолжила масштабную модернизацию Южного хода Междуреченск - Тайшет: его развитие синхронизировано с государственной программой расширения Восточного полигона Транссиба и БАМа.
Сложный горно-перевальный участок дороги протяженностью почти 1000 километров имеет стратегическое значение для Юго-Западной Сибири: сейчас это основной экспортный коридор, по которому грузы следуют к сухопутным погранпереходам и портам Дальнего Востока. Спрос на это направление постоянно растет.
- За год КрасЖД построила на Южном ходу более 50 километров новых вторых главных путей: стали двухпутными четыре перегона, в том числе - один в Восточных Саянах, на подходах к станции Кошурниково, и два в Ирбейском и Рыбинском районах Красноярского края, - рассказал Алексей Туманин.
Для того чтобы проложить новые пути, железнодорожники возвели в Красноярском крае крупное искусственное сооружение: мост через реку Канзыбу протяженностью 128 метров. Кроме того, была полностью перестроена станция Кошурниково - главный железнодорожный узел КрасЖД в Саянских горах.
- Кошурниково - непростая станция по географическим и погодным условиям. Здесь начинается сложнейший горно-перевальный участок, затяжной подъем до станции Щетинкино протяженностью более 40 километров. Преодолевать его грузовым поездам восточного направления помогают локомотивы толкачи, которые базируются в Кошурниково. Для обеспечения этих процессов станция должна работать как часы, - отмечает Алексей Туманин.
Еще один крупный проект уходящего года - новый Первый Джебский тоннель. Его строительство практически завершено, и уже в следующем году он станет частью новых вторых путей на восточных подходах к станции Кошурниково.
В общей сложности с 2013 года КрасЖД построила на Южном ходу 284 километра новых главных путей, обновила энергосистему, реконструировала девять тяговых подстанций.
Теперь по этому участку пропускаются длинносоставные и тяжеловесные поезда массой 7100 тонн. Провозная способность линии в самом востребованном - восточном направлении увеличилась на 20 миллионов тонн грузов в год.
Магистральные инвестиции
Вся инвестиционная программа Красноярской железной дороги в 2024 году составила 73,2 миллиарда рублей (рост к уровню прошлого года в 1,7 раза). Помимо модернизации Южного хода, средства направлены РЖД на ремонт существующей путевой инфраструктуры и обновление подвижного состава. Так, на дорогу поступили более 50 мощных грузовых электровозов "Ермак".
Одновременно железнодорожники работали над проектами, которые еще предстоит реализовать. Важнейший из них - модернизация автомобильно-железнодорожного моста "777" в Красноярске.
Сейчас мост однопутный, и по существу он является единственным на Красноярской магистрали ограничивающим участком для пропуска поездов по Транссибу. Интенсивность движения на Транссибе настолько высока, что есть риск полностью исчерпать его пропускную способность.
В 2024 году КрасЖД начала проектирование нового мостового перехода под вторые пути на мосту "777": выполнила инженерно-геологические изыскания, провела обследование существующего моста.
- Второй путь позволит нам оптимизировать грузовое движение на Транссибе и пропускать через мост до пяти электропоездов, которые смогут ходить в том числе по кольцевому маршруту Красноярска, - говорит Алексей Туманин.
Локомотивом управляют женщины
Рост перевозок, масштабное развитие - все это увеличивает потребность железной дороги в молодых специалистах. Сейчас требуются дежурные по станции, диспетчеры, осмотрщики вагонов, монтеры пути. Но больше всего на КрасЖД ждут машинистов и помощников машиниста: дорога везет больше грузов, соответственно, требуется и больше локомотивных бригад.
Для того чтобы была возможность быстро и эффективно "закрывать" потребности в квалифицированных специалистах, в 2024 году построен новый корпус Учебного центра РЖД в Красноярске.
- Здесь можно научить любого человека с нуля. За два месяца можно получить, например, профессию помощника машиниста. Во время обучения выплачивается стипендия, а при трудоустройстве - подъемные, - отмечает начальник КрасЖД.
Обновленный Учебный центр РЖД сможет готовить примерно 12 тысяч специалистов в год - самых востребованных рабочих профессий. Причем не только для Красноярской магистрали, но и для других дорог Восточного полигона.
Сейчас средняя зарплата на КрасЖД - 101 тысяча рублей. Индексация происходит два раза в год.
Поэтому неудивительно, что в такие сложные профессии, как машинист и помощник машиниста, на Красноярскую магистраль приходят женщины. В 2024 году 14 сотрудниц приняты помощниками машиниста в локомотивные депо. И набор продолжается - сейчас в Учебном центре РЖД доучиваются еще семь будущих железнодорожниц.
Электрички любят все
Красноярская городская электричка в 2024 году отметила свое 10 летие. За эти годы важнейший пассажирский проект РЖД в Красноярске стал частью транспортной системы Красноярской агломерации.
Годовой пассажиропоток городских электричек вырос за эти годы в 2,5 раза, в 2024 году ими воспользовалось 2,2 миллиона человек.
Развиваются пригородные маршруты: в 2024 году вместе с правительством Красноярского края КрасЖД запустила ежедневный ускоренный электропоезд "Западный экспресс". На нем из Красноярска до Ачинска пассажиры могут добраться за три часа, до Назарово - за четыре часа.
- Мы успешно сотрудничаем с региональными властями, которые уделяют большое внимание пригородным поездам. Это самый доступный вид транспорта, а кроме того, безопасный, комфортный и удобный, - отмечает начальник КрасЖД Алексей Туманин.
В канун Нового года Красноярская железная дорога подарила жителям региона свой традиционный подарок - сияющий городской электропоезд. Его украшают гирлянды из 2 тысяч лампочек, а зарядиться новогодним настроением может каждый. Стоимость проезда - как в обычной электричке.