25.12.2024 14:59
Культура

Как работает на ростовской сцене театральный режиссер Геннадий Шапошников

Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Неделя - Юг России: №294 (9536)
В редакции "РГ" побывал главный режиссер Ростовского театра драмы им. Горького Геннадий Шапошников. Он рассказал, сложно ли управлять творческим коллективом, раздражает ли его молодежь, как получилось, что у него нет любимчиков в труппе и кто мог бы им стать.
Геннадий Шапошников: Времена не выбирают. Но воспитание своего зрителя и есть первостепенная задача театра. / Тагир Раджавов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Геннадий Викторович, свой первый спектакль в нашем театре вы поставили в 2015 году, и это был "Тихий Дон". Спектакль произвел фурор. Он до сих пор не сходит с подмостков, несмотря на то что роман у нас знают от и до. В чем секрет?

Геннадий Шапошников: Секрета нет. Чем значительнее литературное произведение, тем сложнее его воплощение. Четыре тома уникального романа Шолохова спрессовать до трех часов - задача, разумеется, непростая. Роман - полифоническое произведение, в нем множество смыслов. Театр же обязан выделить одну мысль, одну тему для построения собственной концепции. Отправной точкой стал, быть может, незначительный для всего романа эпизод. С фронта Первой мировой войны возвращаются в станицу солдаты, а к одной женщине муж не вернулся. Она бьется в истерике, грызет землю, потому что ей надо будет рваться изо всех сил, чтобы вырастить детей. Этот эпизод завершает первое действие спектакля. В финале на сцене остаются одни женщины с собранным хворостом в руках. Когда-то мужчины рубили хворост, а женщины связывали его. Так вот, мысль проста: мужчины вынуждены защищать Землю, а женщины призваны сохранять Жизнь. Это понятно и близко зрителю.

У театра в последние годы очень насыщенная гастрольная жизнь, а спектакль "Тихий Дон" за свои почти десять лет жизни показали в Москве (трижды), в Санкт-Петербурге (дважды), в Ярославле, Минске, Симферополе и Краснодаре. Этим летом в качестве специального гостя коллектив был приглашен на фестиваль "Гостиный двор" в Оренбурге, где "Тихий Дон" давали два вечера подряд. Как в других городах принимают спектакль? Ведь в этих краях есть и свои знаменитые авторы...

Геннадий Шапошников: Да, там свои фамилии. Там реки другие, другие берега и люди. Но Шолохов - талант такого объема и глубины, что он органично звучит везде. Где бы мы ни давали этот спектакль, будь то столица или российская глубинка, в конце зрители встают со своих мест. Люди понимают: эта история и про них тоже.

Творческие коллективы - самые сложные, каждый считает себя лучшим. Как вы работаете с актерами?

Геннадий Шапошников: Актер - существо стихийное, а если накопилась отрицательная энергия, то и злое. Это же как-то надо выплеснуть, а рядом могут оказаться ни в чем не повинные люди. Что тут делать? На двери моего кабинета табличка "Вход в реальность", а не "Главный режиссер". Когда кто-то разгоняется ко мне, он читает эту табличку и иногда поворачивает обратно. А в кабинете висит картинка - шахтеры поднимаются в клети из шахты, лица черные. И подпись: "Расскажи им, как ты устал в офисе". Это несколько отрезвляет. Но это шутка. Все проблемы можно и нужно обсуждать. Переделать характер человека не получится, но договориться - вполне. Терпение имеет большое значение. И любовь. Артиста нужно любить.

Вы руководите целевым курсом в Театральном институте им. Б. Щукина, готовите артистов и режиссеров. Думаете, они вернутся в Ростов?

Геннадий Шапошников: Режиссеры получат дипломы через год, а артисты уже осенью должны прийти в наш театр. Это очень сложная история - обучать кого-то в столице. В моей практике был удачный ход, когда я в Иркутске набрал курс для театра. Ребята обучались в институте имени Бориса Щукина, но жили и учились в Иркутске, а педагоги приезжали к ним. Я постепенно вводил студентов в труппу. После первого курса они играли в массовке, после второго - говорили со сцены какие-то слова и так далее. Это правильное вливание в коллектив. А ребята с нынешнего курса изо всех сил придумывают, как остаться в столице. Сколько юности, столько глупости. Ведь в Ростове они будут играть главные роли, а не годами стоять в шестом ряду на московской сцене. Выжить в нашей профессии непросто. Боюсь, что многие забыли, для чего учатся. Я хочу, чтобы они приехали и показали дипломные спектакли на ростовской сцене. Пора им увидеть своего зрителя.

Есть у вас в труппе любимые артисты?

Геннадий Шапошников: Такого рода поглощение всегда таит опасность. У Мейерхольда, например, так получилось с Зинаидой Райх. Она была слабой артисткой, только гений Мейерхольда сделал ее знаковой фигурой. Но когда, например, он назначил Райх на роль Гамлета, Николай Охлопков, иронизируя, попросил дать ему роль Офелии. Вот до такого абсурда можно дойти. Постепенно из его труппы ушли самые лучшие артисты. Поэтому надо здраво смотреть на коллектив. Я уже говорил, артиста нужно любить. Не любимчиков отмечать, а выращивать терпеливо талант. У артиста хрупкая душевная организация, ему не дано оценивать свои способности адекватно. Это составляющая моей профессии - увидеть, оценить и вырастить.

Сейчас все жалуются на молодежь: и такая она, и эдакая. А вас молодые раздражают?

Геннадий Шапошников: Раньше у меня было печальное ощущение от встреч с молодежью. А потом появилась надежда. Я замечаю много хорошего. На спектакль "Платов" приходят молодые люди, внимательно смотрят, а не сидят, уткнувшись в телефоны. Очень полезной оказалась программа "Пушкинская карта". Ею охотно пользуются. Причем билеты покупают даже не на галерку, а в партер, и приходят нарядные, девушки берут с собой сменную обувь. Эти туфельки - очень трогательная и важная деталь. Можно долго сокрушаться по поводу клипового сознания и неразвитого эстетического вкуса, но воспитание своего зрителя и есть первостепенная задача театра. И эту задачу надо решать, а не сетовать на время. Времена не выбирают.

Что посмотреть в новогодние праздники

В театре драмы им. Горького зрители увидят три премьеры: музыкальную сказку "Новогодние приключения в царстве Кощея", шоу "Счастливые мгновения года" и комедию "Погадайте на любовь".

Режиссер Алла Решетникова построила сюжет шоу "Счастливые мгновения года" на оригинальных, веселых и добрых историях, которые происходят с людьми в течение года.

Одной из добрых традиций театра стала сказка для ребят. Автор "Новогодних приключений в царстве Кощея" артист театра Вячеслав Огир придумал оригинальную историю с классическими и малоизвестными героями русского фольклора. Ставит спектакль Геннадий Шапошников. Создатели задействуют максимум технических возможностей модернизированной сцены, а также используют мультимедийные декорации.

"Погадайте на любовь" - история с забавным мистическим сюжетом и необычным любовным треугольником, который разыграют популярные артисты Евгений и Елена Климановы и Екатерина Березина. В спектакле заняты и мэтры Ростовской драмы: Татьяна Шкрабак, Наталья Гординская, Сергей Власов. В этой истории переплетается потустороннее и тонкий юмор, люди и привидения, жгучая ревность и нежная любовь.

Всего в новогодний период театр даст около 90 представлений и примет около 70 000 зрителей. Продлится новогодняя кампания с 19 декабря по 8 января.

Драматический театр Ростов-на-Дону