Пожалуй, впервые за три десятилетия предпринимается творческая, коль скоро над франшизой работает наш главный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, и подкрепленная солидным финансированием попытка выйти из-под зонтика американской анимации и кинематографа, используя ее же методы.
Анимация, кино и - шире - культура, как и природа, не терпит пустоты. В радикальных условиях перехода на капиталистические рельсы уникальная и потому штучная отечественная мультипликация и детский кинематограф, когда-то собиравшие у экранов семьи, оказалась не способна конкурировать с продукцией голливудских студий, которые работают конвейерным методом и контролируют мировые рынки. Детское, героическое кино и мультфильмы перестали быть выгодным, а кинопрокатчикам оказалось эффективнее купить массовую иностранную продукцию и гарантировать себе стабильные доходы, как Скрудж МакДак. Не самый положительный, если разобраться, персонаж, но мастерски сделанный симпатичным.
Теперь настала пора возвращаться к истокам и героям, которые призваны сформировать у нового поколения качества, во все времена присущие русскому человеку, - доброту, стойкость, готовность защищать слабого и быть на стороне справедливости. С полным пониманием того, что эти понятные и простые принципы десятилетиями транслировались нам и нашим детям совсем не нашими киногероями. И в этом импорте присутствуют вредные примеси, чуждые добавки, и все издержки их, американского патриотизма и реалий.
Справедливости ради, в единичном количестве производились у нас подобные работы и позднее. Но, увы, только в единичном. А требуется именно система, и очень правильно, что на этот раз "Союзмультфильм" взялся за "вселенную русских супергероев", то есть за галерею образов, объединенную одной культурой и идеей - нашей.
Совершенно понятно, что кинематограф всегда несет конкретные смыслы и коды. Уметь снимать так, чтобы маленькие и взрослые россияне прочли их - не самая простая, но, безусловно, ключевая для воспитания национального самосознания задача. За каждым новым фильмом или мультфильмом должна ощущаться и гуманистическая мощь великой русской культуры, и талант воспроизвести и донести эту мощь до зрителя понятным художественным языком.
Все это, конечно, совсем не означает запрета на качественную иностранную кинопродукцию, которая была и есть. Здесь важно другое - первенство традиционных образов перед заимствованными, соотнесенность зрителя к российскому социально-культурному пространству, появление чувства гордости за своих героев. Пусть даже у них будет приставка "супер" из другой культурной "вселенной". Это, право слово, не самое худшее заимствование.