26.12.2024 21:53
Культура

В Серпухове открылась выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира"

Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №296 (9538)
Экспозиция, открывшаяся в "Каретном сарае", новой выставочной площадке Серпуховского музея, стремится на локальном примере показать, откуда произрастает русский авангард.
Ярко, контрастно, многоцветно - в подмосковном музее собрались нежные пастели Гончаровой, ранние Бурлюк и Борисов-Мусатов. / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU
В Музее Толстого открылась выставка к 160-летию любимой дочери писателя

Для своего эксперимента группа кураторов, обучающихся в рамках программы Avant-Garde Lab 6, совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда, совместила коллекцию русского авангарда Серпуховского историко-художественного музея, включающую работы Гончаровой, Ларионова, Машкова, Экстер, Бурлюка, Фалька, Розановой, с традициями подмосковного ткачества, столицей которого с XVIII века до начала XXI - времени банкротства местного хлопчатобумажного комбината - был Серпухов. Они же разместили в "Каретном сарае" производство, в котором есть и мастерские, и кладовые, и лаборатории. Мимо этой "проходной" не пройдешь: нежные пастели Гончаровой и Ларионова заводят в "Мастерскую раннего авангарда", здесь ранний Борисов-Мусатов, ранний Бурлюк, пока еще без напластований красок.

В "Кладовой примитива" лубки, деревянные мыкальники, пяльцы, мочесники (короба для хранения пучков льна) соседствуют с косами в руках гончаровских "Косарей". Гончарова не придумывала свои формы, она все это изучала и с этим работала. Концептуальный ход кураторов есть чем проиллюстрировать: "Стрижка овец" и "Бабы с граблями" той же Гончаровой, натюрморты Фалька и Экстер. Ярко, контрастно, нарочито грубо, все это образцы стиля, которые рождают первые аналогии - Гоген, Пикассо, Сезанн...

Кураторы не дают глазу скучать, выставка многоцветна, тут много рифм, форм, фактур и сюжетов, театральные эскизы соседствуют с аппликациями, абстрактные композиции - с пейзажами и художественной керамикой. Наряду с вещами из Серпухова есть и ценные вкрапления из иных коллекций, прежде всего из Екатеринбургского художественного музея: это "Беспредметная композиция" Ольги Розановой (образцовый супрематизм!) и огромный, очень эффектный "Женский портрет с зеркалом" Ильи Машкова...

В 1930-х русский авангард под давлением внешних обстоятельств уходит из выставочных залов в цеха ткацких производств, искусство становится лаконичным, удобным для воспроизводства. И здесь уже разговор не об авангарде, а о зарождении соцреализма и проникновении авангарда и конструктивизма в повседневную жизнь и дизайн.

Чем удивит выставка в Музее современного искусства

Провинциальный Серпухов становится промышленным центром, а производимый им текстиль - одним из инструментов агитации: на ткань наносят полезные и нужные рисунки. И в зале "Новый быт" эту тему хорошо иллюстрируют образцы набивной ткани фабрики Серпуховского хлопчатобумажного треста, сделанные по эскизам начала 1930-х с советской символикой. Сразу вспоминается Маяковский: "...И мне с эмблемами платья, без серпа и молота не покажешься в свете!"

Что ж, в школе кураторов Avant-Garde Lab 6 хорошо помнят советскую классику.

"Фабрика авангарда. Выкройка нового мира", Серпуховский историко-художественный музей, до 18 мая

Выставка "Фабрика авангарда. Выкройка нового мира"
Живопись Московская область