В начале осени 1988 года первый экземпляр, построенный в КБ Ильюшина в Москве, получивший название Ил-96-300 и имевший бортовой номер СССР-96000, выкатили из сборочного цеха, а первый полет новый самолет выполнил уже 28 февраля 1989 года.
Всегда, когда смотришь на Ил-96-300, создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан для перевозки президента России.
В интервью "Российской газете" в январе 2013 года генеральный конструктор ОКБ имени С.В.Ильюшина в 1970-2005 годах, академик РАН, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов говорил:
- Мы, ильюшинцы, гордимся тем, что на наших самолетах всегда летали члены нашего правительства. Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 - любимым самолетом Брежнева". Надо сказать, что у каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере на борту. Так, Хрущев на Ил-18 любил карельскую березу и зеленую обивку, а Брежнев на Ил-62 предпочитал полированный орех и обивку цвета хаки. Теперь на смену Ил-62 пришел Ил-96-300, который успешно эксплуатируется в президентском авиаподразделении.
Надежность - не только отличительная черта всех реактивных машин, созданных "ильюшинцами". Это и одно из главных условий создания самолетов для первых лиц страны. Президентский лайнер должен иметь на борту несколько видов защищенной связи: его оборудование позволяет вести в полете различные конференции и конфиденциальные переговоры.
Борт N 1 должен быть комфортным прежде всего для первого лица. Для этого на нем установлены специально спроектированные удобные кресла, есть спальная каюта, душ и даже тренажеры. Однако и сопровождающие президента лица не могут пожаловаться даже на малейший дискомфорт.
По словам Генриха Новожилова, насыщать наш президентский борт было труднее, чем американский. Boeing 747 все-таки больше по размерам, чем Ил-96-300. Однако конструкторам ОКБ им. С.В. Ильюшина удалось решить все задачи. И, по оценкам экспертов, в чем-то российский борт N 1 даже более совершенен, чем американский VC-25 - так называется президентский вариант Boeing 747.
Естественно, специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Однако большинство вынуждено пользоваться зарубежной авиатехникой. Потому что лишь считаные страны обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для первых лиц. Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.
Любой самолет живет и развивается, когда находится в серийном производстве, говорил Генрих Новожилов.
Кстати, компоновка Ил-96-300 предусматривает три класса, и в зависимости от этого лайнер может перевозить 300, 252 и 235 пассажиров соответственно. Новейшие конструкторские решения обеспечивают высокий уровень безопасности и экономичности в эксплуатации. Ил-96-300 соответствует всем международным экологическим требованиям и может летать во всех регионах земного шара.
Глубокой модернизацией Ил-96-300 является Ил-96-400М. Он может брать на борт до 370 пассажиров. Аналоги - Airbus A330, A380, Boeing 747, Boeing 777.
Российский авиалайнер Ил-96-400М совершил первый полет