30.12.2024 11:00
Культура

Писатели рассказали, что планируют прочесть в новогодние праздники

Текст:  Анастасия Скорондаева
Накануне новогодних каникул мы решили заглянуть на книжную полку писателей. Интересно узнать, что они читали в этом году, что их вдохновляло, впечатляло и что сами они планируют прочесть в праздничные дни.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

О своих литературных предпочтениях рассказали Анна Матвеева, Вадим Панов, Надя Алексеева, Марина Москвина, Александра Шалашова, Антон Секисов и Наталья Илишкина.

Анна Матвеева: "Не сосчитать, сколько раз я проезжала мимо нужной станции метро, зачитавшись "Моим театром"

- В этом году я прочитала больше книг, чем в предыдущем, что наводит на определенные мысли. Кажется, ко мне вернулся утраченный много лет назад интерес к чтению! Во многом это произошло благодаря интересным новинкам или выдающимся книгам, до которых у меня наконец-то дошли руки. В моем читательском дневнике (я его веду многие годы и выставляю там оценки каждой книге) больше всего плюсиков стоит напротив "Последнего самурая" Хелен Девитт, "Крутого маршрута" Евгении Гинзбург, "Не забудь сказать спасибо" Марины Бородицкой, "Литорали" Ксении Буржской. А самой большой моей читательской радостью стал "Мой театр" Николая Цискаридзе. Я уж и забыла, как это бывает, когда книга забирает тебя полностью. Не сосчитать, сколько раз я проезжала мимо нужной станции метро, зачитавшись "Моим театром"! А на каникулах я планирую внимательнейшим образом изучить сборник "Чудо как предчувствие", который совсем недавно вышел в Редакции Елены Шубиной.

Вадим Панов: "Интересно знать, что нас ожидает в будущем…"

- Зимние каникулы длятся долго, мне кажется, можно успеть не только отпраздновать наступление Нового Года, повидаться с друзьями, сходить на лыжах или покататься на коньках, но и прочитать хорошую книгу, а лучше - не одну. Ведь долгими зимними вечерами особенно приятно читаются именно хорошие книги. И начну я с нового романа Ромы Декабрева "Под синим солнцем", который ждал с тех пор, как прочитал дебютную книгу Ромы - "Гнездо синицы", литературное открытие 2023 года. Рома Декабрев пишет не часто, но его книги доказывают, что большая русская проза по-прежнему существует. Следующей книгой станет "Синдром отката" Нила Стивенсона, писателя, новые работы которого я покупаю, даже не читая аннотации. Нил Стивенсон не нуждается в представлении, скажу лишь, что его книги и удивляют, и заставляют задуматься. Третьей книгой, которую я надеюсь прочитать на каникулах, будет "Машина творения" в которой Эми Уэбб и Эндрю Гессель расскажут нам о том, как изменит мир синтетическая биология. Интересно же знать, что нас ожидает в будущем…

Надя Алексеева: "Вы все это проглотите, как изысканное рисовое пирожное. И попросите добавки"

- В праздники читаю ради атмосферы, не обязательно заснеженной, может быть, просто ощутимой. И вот две книги, где она точно есть, - прочитано, проверено!

"Масло", Юзуки Асако. Современный зимний Токио, в котором встретились две женщины. Одна журналистка, вторая - заключенная. Одна не успевает перекусить, вторая сводила мужчин с ума своей готовкой, а потом, по слухам, отправляла на тот свет. В итоге журналистка, расследуя дело "черной вдовы", ощутит вкус к жизни, прочувствует, как на языке тает сливочное масло, и каким пряным становится суп-рамен, если его съесть сразу после любовных утех. Детектив перетечет в триллер, героиня поедет в заснеженную японскую глубинку разбираться со своим детством, а вы все это проглотите, как изысканное рисовое пирожное. И попросите добавки, но увы! (сама жду новых книг писательницы).

"Искатель", Тана Френч. Ирландская глубинка, куда переезжает из Чикаго бывший коп. Приезжает, чтобы забыться. Он в разводе, родная дочь с ним не общается. Оказывается, за всеми каменными вековыми изгородями поперек заливных лугов, кучерявыми овечками и милейшими, беззубыми стариками в местном пабе, стоит суровый приговор, который вынесли одной семье, живущей в горах. А полицейский (бывших не бывает) сколько не будет слушать лишь грачей и смотреть на всполохи заката - все же начнет свое расследование. Хорошая новость: у книги есть продолжение. Если втянетесь, можно читать все каникулы.

Марина Москвина: "Всегда под рукой Юрий Левитанский, особенно его "Диалог у новогодней ёлки" с мудрым советом "шить сарафаны и легкие платья из ситца…"

- Пишу роман о любви - и, чтобы настроиться, читаю Ролана Барта "Фрагменты любовной речи", рассказы Рюноскэ Акутогавы, Виктора Шкловского "Zoo или письма о нелюбви", "Орфей! Орфей!" Александра Бренера. Время от времени перечитываю вновь изданные не так давно "Прогулки с Пушкиным" Абрама Терца и "Факультет ненужных вещей" Юрия Домбровского. Радуюсь "Гоголиане" Владислава Отрошенко и тому, что книга "Улан Далай" Натальи Илишкиной стала финалистом премии "Большая книга", победителем читательского голосования. По актуальности на все века нет лучше "Золотого колеса" Даура Зантария. Помнить о том, что ты гость в этом мире, мне помогает тибетский учитель Чогьям Трунгпа, его великая книга "Путь священного воина". Для новогоднего настроения как нельзя более кстати вышел мой "Роман с Луной"! (И не забывайте про собрание веселых историй "Золотой воскресник"!). Для души читаю "Спрятанные реки" Анны Матвеевой. И всегда под рукой Юрий Левитанский, особенно его "Диалог у новогодней елки" с мудрым советом "шить сарафаны и легкие платья из ситца…" Будет ли это носиться? Увидим… С Новым Годом!

Александра Шалашова: "Эссе на грани прозы о том, как человек остается в своем саду, попутно решая внутренние проблемы"

- Недавно зашла в "Фаланстер" и поняла, что немного выпала из пространства чтения, хотя именно привычка читать осталась со мной. Но я как бы не совсем запоминаю, что именно читаю, а хотелось бы большей осмысленности. Поэтому просто поделюсь тем, что хочу прочитать сама.

Оливия Лэнг, "Сад против времени" - это эссе на грани прозы о том, как человек остается в своем саду, попутно решая внутренние проблемы. Ее "Одинокий город" мне очень понравился в свое время.

Лорри Мур, "Запертая лестница" - печальный роман о взрослении и одиночестве. Просто потому, что стоит на полке почти год, а мне стыдно, что не прочитала.

"Две Ревекки" Михаила Кузмина - говорят, что утраченная и найденная его повесть о любовном квадрате (вот так внезапно), не успела еще купить, но очень хочу.

Антон Секисов: "У Кларк настоящий дар рассказчика, и она создает удивительные миры"

- Уже который год на новогодние праздники собираюсь прочесть толстенный роман Сюзанны Кларк "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл". Мне кажется, это идеальное новогоднее чтение: неторопливое, очень затягивающее, и, само собой, про волшебников. В свое время другая книга Кларк, "Пиранези", вернула мне совершенно детскую радость от чтения - когда полностью растворяешься в художественной реальности, а реальность реальная утрачивает над тобой всякую власть. У Кларк настоящий дар рассказчика, и она создает удивительные миры.

Наталья Илишкина: "Негасимая витальность главных героев помогает читателю выжить в страшном прошлом своих дедов и отцов"

- Для меня ценны книги, которые одновременно обладают и "вкусной" литературной формой и глубоким исследовательским содержанием. Назову пять романов, которые без преувеличения потрясли меня в прошедшем году. Саша Николаенко "Муравьиный бог. Реквием". Подмосковная дачная история, а в ней ад, устроенный всего одним, но всеохватывающим тираном-бабушкой. Написанный ритмизированным поэтическим языком текст заставляет задуматься о феномене убивающей все живое женской и материнской любви и заботы. Виктор Ремизов "Вечная мерзлота". Глубокая проработка огромного по объему материала о бессмысленной сталинской стройке, речевое и материальное погружение в судьбы и эпоху, тонкость, точность и многомерность каждого из персонажей, а главное - негасимая витальность главных героев, которая помогает читателю прожить и выжить в страшном прошлом своих дедов и отцов. Даниэль Шпек "Улица Яффо". Этот роман продолжает историю, которую автор начал в "Маленькой Сицилии". Судьбы людей, соединившихся вопреки разводящей нации во враждебные лагеря истории и страдающих от невозможности быть теми, кто они есть. Это не только увлекательное чтение, но и возможность вместе с автором исследовать корни внутриизраильского конфликта на заре становления новой страны на территории, где жители давно утратили память об обитавшем здесь тысячу лет назад народе. Абрахам Вергезе "Завет воды". Это семейная сага о любви и сострадании, драматическая и целительная одновременно. В этом романе Вергезе живописует историю индийской ветви своей семьи, погружает в теплый тропический мир, где главным врагом рода на протяжении поколений становится вода.

Фернандо Арамбуру "Родина". Монументальный, но очень легко читаемый текст баскского писателя вскрывает бытовые и психологические источники терроризма. История двух дружеских семей, заканчивающаяся драмой для обеих, и попытки примирения после потерь. Преклоняюсь перед мужеством автора, отважившимся предельно обнажить корни "обыкновенного" терроризма.

Понимая, что возможно все вышеперечисленные книги могут показаться слишком тяжелыми для праздничного чтения, от души рекомендую книгу знаменитого шведского писателя Федерика Бакмана "Тревожные люди", которая начинается как детектив, но переходит в комедию нравов. Я редко выписываю цитаты, но из этой книги у меня набрался целый лист житейских мудростей. Очень терапевтическая книга!

Литература