Вера Александровна, начнем с конца. Каким получился 2024 год для отрасли?
Вера Смирнова: По данным Росстата в цифрах рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий в октябре 2024 г. составил почти 50% (49,9 %) по отношению к октябрю 2023 г. Работа в отрасли идёт на результат. И этот результат достойный.
И по итогам года у нас есть новости, как хорошие, так и не очень. По налоговой политике для отрасли все вроде бы достаточно благоприятно. Как сегодня можно оценить тот формат, с которым мы пришли к концу 2024 года?
Вера Смирнова: Отрасль высоко оценивает позитивную динамику в продлении льготы по налогу на прибыль. Ключевое отличие новой версии льготы по налогу на прибыль для компаний электронной промышленности от действующего до 1 января 2025 г. формата - это обязательство инвестировать сэкономленные за счёт льготы средства в развитие разработок и производства. По сути, это отвечает лучшей практике компаний отрасли, которые за прошедший период реализовали инициативные разработки, закупили производственное оборудование именно за счёт сэкономленных на налоговой льготе средств. Однако администрирование отчётности по реализованным инвестициям может вызвать у некоторых компаний затруднения. Поэтому работа по аккумулированию опыта, выработке предложений по стандартизации практик отчётности и моделей инвестирования будет крайне важна и позитивное отношение Минпромторга к диалогу с отраслью в этой сфере очевидно. Есть уверенность и в том, что поступательно будет расширяться спектр компаний, допущенных к применению налоговой льготы.
Менее оптимистичные новости касаются ставки рефинансирования. Как можно развивать производство с сегодняшней ставкой? Какие инструменты остаются доступны компаниям?
Вера Смирнова: Для электронной промышленности проблема высокой ставки не столько в том, что она высока, а в том, что маржинальность проектов отрасли с жизненным циклом от года и до семи и более лет на кратких промежутках сроков большинства кредитных инструментов представляется кредиторам низкой. Плюс - закредитованность компаний отрасли. Классика "длинных и дешёвых" денег для отрасли действительно актуальна, как и привлечение стратегических партнёров, готовых играть "вдолгую". Из доступного сегодня остается собственный капитал, включая выход на биржу, что может позволить компаниям значительно, но, вероятно, не быстро увеличить ресурсы. Также есть возможности софинанирования капитальных затрат с участием государства и частных инвесторов. В отрасли есть примеры достаточно успешной диверсификации источников финансирования и модификации бизнес-модели с этим учётом. Здесь важна проработка системы ковенант, которые могут в некоторой степени выходить за рамки общепринятых, но при этом устраивать все заинтересованные стороны, включая государство.
Что самое актуальное в повестке сегодня, какие предложения отрасль считает максимально важным довести до государства?
Вера Смирнова: Во-первых, это ужесточение контроля за соблюдением требований к локализации, включая требования по локализации разработки, контроль сохранения уровня локализации для каждого экземпляра внесённого в реестр оборудования, недопущение отклонений в наборе комплектующих в массовых партиях и "эталонных" образцах.
Во-вторых, отрасль очень заинтересована в "зеркальности" мер поддержки для IT-компаний и для, непосредственно, разработчиков и производителей "железа". Синхронное, сравнимое по технологическому уровню, социальным гарантиям для сотрудников и регуляторной среде развитие IT и "железа" обеспечит создание и внедрение импортонезависимых программно-аппаратных комплексов, создаст возможности создания доверенных цифровых сервисов для внутреннего и внешнего рынков.
В-третьих, дальнейшее развитие инструментов финансирования проектов компаний. Магистральные направления очерчены и работают, но есть потенциал таргетирования мер поддержки, например, для малых нишевых и вновь создаваемых компаний, а также для крупнейших бизнесов отрасли, потребности в объёмах финансирования которых не могут быть закрыты практически ни одним из действующих инструментов.
Наконец, необходима поддержка кадрового ресурса отрасли: программа льготной ипотеки и субсидирования приобретения жилья, социальный пакет (отраслевые программы здоровья, квоты в вузах для детей сотрудников отрасли), дальнейшее развитие системы общественного признания заслуг специалистов разных уровней и специальностей.
Много говорят об изменениях требований к интегральным схемам первого и второго уровней. И возможности ограничения работы с иностранными производителями. Как вы смотрите на это?
Вера Смирнова: Мы принимаем самое активное участие в выработке требований по локализации для микроэлектроники. Идея в том, чтобы требования к локализации стимулировали дальнейшее развитие и спрос на уже освоенные технологические операции, а также устанавливали ориентиры для развития переделов, локализация в которых приоритетна в ближайшие годы. В ограничении работы дизайн-центров с иностранными производителями потребности нет. Но задачу обеспечения манёвра в организации устойчивого производства интегральных схем с опорой на локализованные компетенции разработчики требований к локализации микросхем перед собой ставят.
Несколько лет назад в контексте локализации производств речь шла о значительном финансировании отрасли в части дизайн-центров. При этом уже тогда возникали сомнения в способности отрасли освоить даже эти средства. Как ситуация выглядит сегодня?
Вера Смирнова: В последние годы активно финансировались разработки аппаратуры, модулей, электронной компонентной базы и специального технологического оборудования и средств разработки. Это позволило во многих нишах создать заделы, расширить номенклатуру продукции. Само собой, есть примеры, когда разработка была сорвана, не привела к ожидаемому результату - это нормальное явление для отрасли с высокой наукоёмкостью, где каждая новая разработка содержит хотя бы один "шаг" или "прыжок" в неизвестность.
Для успешно реализованных разработок, коих действительно много, сейчас актуально расширение внутреннего рынка, прежде всего, за счёт расширения рамок национального режима (квотирование, правило "второй лишний" и полный запрет) и контроля за его исполнением, включая контроль как за закупкой отечественного, так и иностранного. Компании, уверенные в спросе, уже расширяют производство и их количество будет увеличиваться пропорционально рынку, если стимулировать закупки отечественной продукции.
Регулярно всплывает идея о выносе ряда производств в дружественные страны для облегчения санкционных ограничений. Кажется ли вам это разумной схемой?
Вера Смирнова: Как один из способов международного технологического партнёрства - разумная схема, создающая манёвр в условиях санкций для производства не критичной продукции для нерегулируемых рынков, например. Вопрос в деталях, включая финансовые потоки, юридические аспекты, способы и рынки сбыта производимой продукции. Требования к локализации электроники подразумевают, что производственные операции должны максимально проводиться именно на территории нашей страны. Это, как основа обеспечения национального режима, должно оставаться незыблемым. Локализация производства позволяет оставить в стране наиболее маржинальные переделы, создаёт "тягу" для развития смежных отраслей. Поэтому приоритетной модель вынесенных производств быть не может.
На примере балльной системы, которая вырабатывалась вашими коллегами из АНО ВТ или как минимум при активнейшем их участии, мы видим, как затем начинаются попытки участников рынка отыграть ситуацию, скорректировать сроки и параметры. В чем здесь и схожих ситуациях причины? И насколько Минпромторг открыт к диалогу с участниками рынка?
Вера Смирнова: Балльная система для любого продуктового сегмента электронной промышленности - задача крайне сложная. С одной стороны, она должна стимулировать рост локализации. С другой стороны, оставлять манёвр для компаний в том, как конкретно они будут набирать требуемый уровень локализации. Вот здесь и кроется основная сложность - баланс значимого и возможного с опорой на долгосрочный прогноз доступности тех или иных технологий в условиях меняющихся внешних факторов. Активный диалог Минпромторга с отраслью как правило и ведётся вокруг этого баланса и прогноза. Методология работы с балльной системой в электронной промышленности развивается с каждым годом, но создать совершенную балльную систему на долгие годы вперёд невозможно для такой турбулентной сферы, как электроника. Надо быть готовыми к ежегодной актуализации при сохранении незыблемого ориентира на локализацию и её подтверждения методом набора баллов как таковую.
Сегодня вокруг электронной отрасли есть целый пул общественных и отраслевых структур. В их числе и АКРП-Консорциум дизайн-центров. Зачем нашей промышленности это нужно, как участие предприятий в таких структурах оказывает влияние на развитие отрасли?
Вера Смирнова: Общественные организации в электронной промышленности - это площадка внутриотраслевого и межотраслевого диалога, способ консолидации мнений и проектов. Объединение компаний в отраслевые ассоциации и консорциумы кратко увеличивает экосистемные возможности в политической, экономической, социальной сферах каждой из них и позитивно влияет на их рост.
Отраслевые сообщества присутствуют во всех странах-лидерах мировой электронной промышленности, насчитывают сотни компаний-участниц. Например, Китайская ассоциация полупроводниковой промышленности (CSIA), Ассоциация электронной промышленности Индии (ELCINA), Ассоциация полупроводниковой промышленности США (SIA) и другие. Компании с мировым именем - Intel, IBM, NVIDIA, Qualcomm, Samsung, Toshiba, TSMC и многие другие "звёзды" мировой электроники - участвуют в отраслевых объединениях.
Практически для всех отраслевых объединений в разных странах характерно внимание к вопросам обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами, создания и сохранения устойчивых кооперационных связей и бесперебойного производства и логистики, привлечения инвестиций в НИОКР и производственную инфраструктуру обеспечения роста доли компаний-участниц на рынке, вопросы регулирования, статистики и аналитики. Повестка, актуальная в России, не обходит стороной всех мировых лидеров.
Что это дает участникам рынка кроме самой заманчивой опции - озвучивать свои мысли отраслево, без отсылок к конкретной компании?
Вера Смирнова: В первую очередь - это совместная выработка участниками объединения предложений по нишевому и общему регулированию, влияющему на отрасль, включая вопросы финансирования, стандартизации, спроса, кооперации. Наиболее "продвинутые" объединения участвуют в формировании научно-технологической повестки развития продуктовых сегментов, попадающих в сферу интересов их участников. В Минпромторге налажен диалог с отраслевыми объединениями в вопросах мер поддержки, прогноза и планов развития конкретных продуктовых сегментов. Для АКРП-Консорциум дизайн-центров - это повестка развития электронной компонентной базы, модулей и датчиков, причём от проблематики по разработке и производству до продвижения, внедрения, аккумулированию практик и опыта применения. Активную позицию в формировании продуктовой повестки занимают также Консорциум автомобильных электронных приборов и телематики, Консорциум "Пассивные электронные компоненты" и другие.
Замглавы Минпромторга Василий Шпак говорил, что для отраслевых общественных структур появятся показатели эффективности. В чем здесь идея? Насколько это понятная вам инициатива?
Вера Смирнова: Понятная и поддерживаемая. Во-первых, предметная область таких показателей определяется успешными практиками последних лет и теми вопросами, где участие общественных объединений особенно полезно для отрасли. Во-вторых, такие показатели очерчивают минимальный набор активностей каждого отраслевого сообщества, задают минимальную "планку", что дисциплинирует. В-третьих, наличие показателей эффективности даёт возможность выделять успехи конкретных отраслевых объединений и создавать стимулы для развития остальных объединений. Показатели эффективности - это не ограничитель, а стимул развития и признак доверия и заинтересованности со стороны государства.