За последние год спрос на посуду не только остался стабильным, но и показал рост на 26% в денежном выражении и на 14% в натуральном, сообщает пресс-служба М.Видео-Эльдорадо. Показатели объемов продаж на Wildberries еще более впечатляющие: они выросли на 44% в денежном выражении и на 36% по количеству проданных единиц. При этом основными трендами в посуде остаются минимализм, функциональность и эстетика, хотя растет интерес к уникальным дизайнерским решениям, таким как градиенты и ручная роспись.
Логистические трудности и рост курсов валют привели к удорожанию продукции. Ввоз товаров из Китая через обходные маршруты занимает до шести месяцев: "Раньше контейнер плыл около 4 месяцев по воде - это самый дешевый вид передвижения, а сейчас около 6. Плюс таможня в РФ и на каждом порту - все время", - заметила Анна Лепихина, представитель компании Complex Bar. Средний чек за год вырос незначительно, по данным Wildberries, - на 5%. При этом, как отметили в пресс-службе, покупатели продолжают активно приобретать посуду, особенно функциональные товары, такие как стеклянные чайники, сковороды и кухонные гаджеты. Объем продаж на маркетплейсе за год вырос на 36% по количеству проданных единиц и на 44% в денежном выражении. М.Видео-Эльдорадо тоже заметили рост рынка посуды за 10 месяцев 2024 года: на 26% в рублях и 14% в штуках. Увеличение числа продаж свидетельствует о сохранении интереса к посуде даже на фоне новых экономических вызовов.
Говоря о контейнерах для хранения пищи, Лепихина отмечает, что импортозамещение пластика, досок и контейнеров прошло успешно. "Все пластик-технологии не очень сложные, а везде нужны. Есть бренды-производители пластмассовых изделий, которые встали на ноги с уходом импортной посуды - Restola и Тара - все супермаркеты на них двоих сидят", - рассказывает представитель Complex Bar.
С посудой сложнее. Лепихина заметила, что место европейских брендов на рынке посуды для предприятий общепита уверенно занимает Китай, и лишь на совсем незначительный процент приходится на Россию, так как не хватает мощностей и технологий. "Заводов по производству фарфора у нас всего несколько, и они были построены еще в 90-х годах. Они небольшие и не технологичные, не могут покрыть запрос ни по дизайну, ни по форме, ни по цвету", - отметила эксперт. Лепихина говорит, что стоимость одной пресс-формы из чугуна стоит почти миллион, а в линейке посуды их не менее 20 единиц - разного диаметра тарелки, чашки, чайники, сахарницы, салфетницы и т.д. "Из тех, кто смог раскрутиться, Башкирский завод. Дизайны у них несложные, а цены рыночные. Если сравнить стоимость базовой белой тарелки от фирмы "Башкирский фарфор" с тарелкой итальянского бренда Ariane серии Prime, то выйдет примерно одинаково: первая стоит около 470 рублей, вторая - около 440", - рассказала эксперт.
Растет доля в продажах российских производителей в связи с отсутствием пошлин на ввоз алюминия, более быстрыми сроками поставок, меньшими колебаниями в отпускных ценах, хорошим качеством продукции, сообщили в пресс-службе М.Видео-Эльдорадо. Тем не менее предпочтения потребителей остаются на стороне проверенных зарубежных брендов, которые продолжают присутствовать на рынке через параллельный импорт. Наиболее востребованы среди покупателей сковороды хорошего качества, наборы посуды (кастрюли + ковши с крышками), наборы ножей, термосы и термокружки.
Так, по данным Wildberries, чуть больше 60% проданной посуды - импортная. С прошлого года доля посуды иностранного производства практически не изменилась: колебания составили менее 2%. В М.Видео-Эльдорадо отметили, что основными поставщиками посуды сейчас являются Китай, Турция и страны СНГ. Китай продолжает лидировать благодаря своим мощностям и гибкости в логистике. Лепихина обратила внимание, что, например, турецкая компания успешно укрепила свои позиции на российском рынке посуды, предлагая доступные товары из фарфора, керамики и прочного термостойкого стекла. При этом, по словам эксперта, покупатели часто готовы переплачивать за европейскую посуду.
"Мы ожидаем, что рынок посуды в России вырастет в ближайшее время до 15%, а доля российских производителей увеличится", - поделились в М.Видео-Эльдорадо. Также эксперты отметили, что ожидают продолжения роста продаж собственных торговых марок ретейлеров.