07.01.2025 08:00
Общество

Сегодня 115 лет со дня рождения создателя "Бурана" Глеба Лозино-Лозинского

Сегодня 115 лет со дня рождения создателя "Бурана" Глеба Лозино-Лозинского
Текст:  Наталия Ячменникова
Творец ракетопланов. "Трудный" парень. Гений конструкторской мысли. Один из лучших создателей авиационно-космической техники, изобретения которого опередили эпоху. Лидер среди равных… Это все о нем: сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Глеба Лозино-Лозинского, генерального конструктора НПО "Молния", Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий.
/ Борис Приходько/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Мир знает Глеба Лозино-Лозинского как главного конструктора легендарного "Бурана". Но в своем последнем интервью незадолго до своего ухода из жизни он признался: реализация "Бурана" позволила ему "провести важные испытания другой космической системы". Глеб Евгеньевич говорил о главном проекте своей жизни - "Спирали".

Эксперты едины во мнении: Лозино-Лозинский - выдающийся конструктор и талантливый организатор, обладавший незаурядным мышлением и интеллектом. Да, самое знаменитое его детище - советский шаттл "Буран", который 15 ноября 1988 года совершил два витка вокруг Земли и приземлился в автоматическом режиме. Тот единственный полет нашего многоразового космического корабля стал сенсацией: после более чем трех часов, проведенных в космосе и атмосфере, отклонение "Бурана" от программы в момент остановки на полосе составило одну секунду, а от осевой линии полосы - всего 1,5 метра!

До того времени имя Лозино-Лозинского не появлялось в печати. И это было понятно. Проекты, в которых он принимал участие, всегда окружала завеса секретности. А еще: как говорили, отстаивая свои идеи, он никогда не угождал ради этого начальникам любого ранга. И, конечно, его жесткость, резкость и даже беспощадность создавали ему дополнительные трудности. "Он трудный парень, но дело сделает!" - отзывались коллеги о Лозино-Лозинском.

А вот что рассказал сам Глеб Лозино-Лозинский в интервью, опубликованном в журнале "Огонёк" от 16.12.2001: "После того как "Буран" вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полетами "группа товарищей" заранее готовила "Сообщение ТАСС" о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, "Буран" вдруг начал неожиданный маневр...

"Бион-М", Луна, астероид: Как будут исследовать космос в 2025 году разные страны

На завершающем участке спуска (он начинался на высоте 8-9 километров) космический корабль летел в сопровождении "МиГа-25", который пилотировал Магомед Толбоев. И вот, когда "Буран" должен был уже приземляться, он, вместо того чтобы развернуться и выйти на полосу, вдруг отклонился на 90 градусов, сделал петлю и только после этого вновь появился над полосой.

Толбоев, естественно, страшно встревожился, так как решил, что какой-то сбой в автоматике уводит "Буран" в сторону от расчетного курса. Однако автоматика нас не подвела. "Поняв", что скорость корабля несколько превышает расчетную, автоматическая система управления заставила его сделать дополнительную петлю, чтобы рассеять избыток кинетической энергии. Я же нисколько не сомневался, что "Буран" точно выполнит свою программу. Я всегда чувствую удивительную уверенность в том, что все делаю правильно и что иначе и быть не может. В этом есть что-то странное... Мне непонятно, откуда берется такая уверенность, ведь ни у кого - и у меня в том числе - нет возможности досконально проверить все и вся. За свою жизнь я насмотрелся на генеральных конструкторов и много раз видел, как перед первым вылетом машины ее создатель прямо весь дергается, не в силах сдержать волнения... Я же всегда был спокоен".

Это интервью в известном журнале было опубликовано уже после смерти Глеба Лозино-Лозинского: он ушел из жизни 28 ноября 2001 года.

Что собой представлял проект "Спираль"? Если совсем просто: эта авиационно-космическая система общей массой 115 т включала в себя многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик и многоразовый орбитальный самолет. "Спираль" позволяла в любой момент нанести ядерный удар по любому стратегическому объекту на территории вероятного противника. Самолет-разгонщик должен был представлять собой бесхвостку длиной 38 м с крылом большой стреловидности размахом 16,5 м. Блок его двигателей располагался под фюзеляжем.

Орбитальный самолет массой 10 т проектировался по схеме "несущий корпус" треугольной формы. Он должен был выводиться на околоземную орбиту высотой 130 км и выполнять по ней 2-3 витка. После этого войти в атмосферу и спуститься на гиперзвуковой скорости при большом угле атаки, а затем, после уменьшения скорости, раскрыть крыло, спланировать и сесть на аэродром. Инженерно-экономические расчеты показали: стоимость вывода на орбиту 1 кг полезного груза системой "Шаттл" составляла 20 тыс. долларов, одноразовой советской системой - 15 тыс. долларов, а с помощью авиационно-космической системы - 2 тыс. долларов.

В декабре 1969 года было проведено успешное испытание аналога "Спирали" - беспилотного космического аппарата БОР-2 - по выводу его на околоземную орбиту и возвращению на Землю. В 1976 году были проведены успешные летные испытания на управляемость в полете и выполнение посадки на грунтовый аэродром аналога "Спирали" - экспериментального пилотируемого орбитального самолета "ЭПОС". Однако в начале 1970-х годов работы по теме "Спираль" начали свертываться…

"И тебе оставим": Как полковник Тамайо, сам того не подозревая, на весь мир обсуждал празднование полета в космос

Кто-то образно написал: "Ребенку так и не дали родиться". "Об этом не стоит жалеть, - говорил конструктор. - "Спираль" сыграла ту роль, которую ей отвела история. Работая над этим проектом, и я, и мои ближайшие помощники получили огромный опыт, который в итоге и предопределил успешный запуск "Бурана"… Правда, мы настолько тщательно и с такой перспективой проработали все проблемы, связанные с ним, что наши решения не устарели и сегодня. На их основе, кстати сказать, можно было бы спроектировать и гиперзвуковой лайнер, который позволил бы в несколько раз сократить время перелета из Европы в Америку..."

В начале 1980-х годов Лозино-Лозинский и его коллеги начали работу над созданием Многоцелевой авиационно-космической системы - МАКС. От "Бурана" и аналогичных ему отечественных и зарубежных проектов она отличалась мобильностью и низкой стоимостью выведения полезных грузов на орбиту. В ее состав входили самолет-носитель, в роли которого выступал АН-225 "Мрия", и орбитальный самолет. Ее основной задачей была работа на орбите: доставка туда грузов и экипажей, научные эксперименты, организация производств, разведка, экологический и космический контроль. Однако проект, как пишет портал "Научная Россия", так и не удалось реализовать полностью.

Лозино-Лозинский был убежден: именно авиакосмические системы станут тем транспортным средством, с помощью которого люди будут осваивать ближний космос.

Как рассказывала дочь конструктора Ирина Глебовна, ее отец не был этаким гением-одиночкой. Вся его жизнь прошла среди людей, которые не просто понимали друг друга, они разговаривали на одном языке. И в этой интеллектуальной среде он был лидером среди равных.

Глеб Евгеньевич признавался, что очень часто принимал важные решения чисто интуитивно, и они, как потом выяснялось, были самыми оптимальными. А еще у него была потрясающая самоирония. Например, он рассказывал о том, какой он "липовый академик". Дело в том, что после успеха "Бурана" Лозино-Лозинский по рекомендации ряда самых авторитетных и уважаемых ученых подал документы на присвоение ему звания академика. Но кто-то "наверху", когда Гурий Иванович Марчук, тогдашний президент Академии наук, показал соответствующий список, сказал: "Послушайте, у нас и так средний возраст академиков недопустимо высок. Если же ваш Лозино-Лозинский (ему тогда было 78 лет.) и в самом деле такой заслуженный, то он и без такого звания получит известность. Для этого вовсе не обязательно быть академиком".

280 лет назад родился пионер воздухоплавания Жак-Этьенн Монгольфье
Космос Наука