09.01.2025 19:16

Игорь Волошин: "Горд, что "Волшебник" - не копия голливудских проектов"

Главным фильмом новогодних каникул стал "Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича", снятый усилием сразу нескольких компаний: Студией Никиты Михалкова ТРИТЭ, продюсерским центром "Кинослово" и студией CGF. Режиссером стал Игорь Волошин, в фильмографии которого авторские фильмы ("Нирвана", "Медея"), сериалы ("Коса") и блокбастеры ("Повелитель ветра"). Общие сборы ленты перевалили за отметку 2,6 млрд рублей. Ажиотажный интерес к экранизации сказки Александра Волкова стал очевиден еще до начала проката: по предпродажам фильм вышел на рекордный для российского проката уровень, собрав более 300 млн рублей. Кинообозреватель IPQuorum Вера Аленушкина встретилась с Игорем Волошиным, чтобы попытаться разобраться в причинах этого успеха.
/ Предоставлено пиар-службой кинокомпании "ЦПШ"
Читать на сайте RG.RU

Игорь, знаю, что далеко не все режиссеры любят смотреть свои фильмы на большом экране. Вы же на премьере своего "Волшебника" видели. Как ощущения?

Игорь Волошин: Потрясающие. Я всегда смотрю свои фильмы на большом экране, особенно в начале их жизненного пути: ведь это то, к чему мы шли так долго. И сейчас я сам удивлен тому, что получилось в итоге. Мне даже кажется, что это больше чем фильм: это какой-то портал в непостижимый, параллельный и волшебный мир, который с помощью нашей команды так рельефно визуализировался на экране. Наверное, это та картина, которую будут смотреть, изучать, и пересматривать. (Улыбается.)

А еще очень горд, что наш "Волшебник" - не копия голливудских проектов. Мы создали свою собственную вселенную, мы оживили героев, созданных Александром Волковым, и сделали все невозможное для того, чтобы в кадре они выглядели реалистично. Это не мультфильм. Это триумф технологий, которые, к счастью, у нас есть возможность использовать.

Ваш коллега, тоже режиссер-сказочник, Александр Войтинский ("Огниво", "По щучьему велению"), сказал мне в интервью, что в детстве сказок он практически не читал…

Игорь Волошин: Я читал очень много, в том числе и сказки, хотя не скажу, что они были моей настольной книгой. В отличие от романов Вальтера Скотта, к примеру… Но повести Александра Волкова мне нравились очень. Более того: когда я был совсем маленьким, у меня была собака, которую звали Тотошкой. И точно так же звали собаку игрушечную и даже плюшевую обезьянку. Представляете, насколько это имя было врезано в сознание! Поэтому, когда я слышу от людей, что "Волшебник Изумрудного города" - их любимая сказка, я им верю. Это невероятный литературный успех произведения, которое будет актуально всегда.

Игорь, а как вам кажется, почему сказки Волкова так прочно вошли в нашу культуру?

Игорь Волошин: Любое мощное художественное произведение - будь то книга Волкова, картина Репина или пьеса Чехова - всегда заставляет тебя задуматься о чем-то невероятно важном и входит в твое сердце. А еще… ты веришь автору. В книгах Волкова разговаривают деревья - и, когда ты это читаешь, ты в это веришь. Ты следишь за его персонажами, которые - точно такие же, как ты! - к чему-то стремятся и чего-то хотят, - и невольно заинтересовываешься, ставишь себя на их место и задаешь вопрос: а как бы поступил я? В этом и весь секрет.

Кстати, перед тем, как взяться за сценарий, я еще раз перечитал все книги "Волшебника". И знаете что? Они до сих пор цепляют, независимо от возраста и от того, какой век на дворе. Я опять потерялся в этом волшебном мире, растворился в той атмосфере. Как и в детстве.

Полина Аскери: "Очень часто художникам не хватает взгляда со стороны"

А кто из героев вас притягивает или интригует больше всего?

Игорь Волошин: Знаете, когда меня просят назвать свой любимый фильм, я не знаю, что отвечать: у меня их очень много - любимых. Так и с персонажами. Но сейчас, когда съемочный период закончен, я бы сказал, что больше всех меня притягивает Тотошка. Потому что это проводник из нашего мира в мир волшебный. Плюс у меня у самого джек-рассел, поэтому мы выбрали именно эту породу, я ее очень хорошо знаю. Правда, у меня сучка, ее Ненси зовут, но, мне кажется, окажись она на месте Тотошки, она бы вела себя точно так же, как он.

Игорь, а почему в фильме нет привязки к какой-то определенной местности? Хотелось создать универсальную историю?

Игорь Волошин: История наша, безусловно, универсальна, но место действия - это Россия. Просто семья Элли едет по сельской местности, не обязательно же путешествовать только по городам. Так что это не Америка.

Но имя-то у девочки не совсем русское…

Игорь Волошин: Сейчас детей по-разному называют. Я, кстати, шутил, что ее могли бы звать Эля. Но мы не собирались менять имена.

Мария Лемешева: "Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке"

Я заметила, что к первоисточнику вы и ваши сценаристы отнеслись очень бережно…

Игорь Волошин: Мы очень старались, чтобы внедрения в оригинал были минимальными. Но даже если мы что-то меняли, то делали это максимально деликатно. Потому что в книгах все очень здорово. А зачем ломать то, что совершенно?! При этом мы понимали, что без драматургического вмешательства кое-какие элементы истории могут быть отторгнуты современным зрителем. Поэтому мы много работали над диалогами: делали текст более свежим. Но мы не старались перевернуть все вверх дном.

Также для меня важен один драматургический конфликт, который я выстраивал. Он связан с Элли, и в оригинале его нет. Я хотел показать, что своевольное поведение девочки может обернуться бедой: к примеру, когда она ведет себя агрессивно, начинается ураган. У Волкова эта мысль не сформулирована напрямую, но мне кажется, что он подразумевал что-то подобное. Я же постарался расшифровать его послание.

Но авторы "Ста лет тому вперед" Александра Андрющенко написали совершенно оригинальную историю, не став копировать книги Булычева. Как вы относитесь к такому подходу?

Игорь Волошин: Хорошо отношусь. Тем более что вместе с Александром Андрющенко как с продюсером мы не так давно сняли "Буратино". И там тоже, можно сказать, оригинальная история, но, разумеется, снятая по мотивам великой книги Алексея Толстого. Так что я не заложник каких-то определенных концепций, и мне нравится менять правила игры.

Игорь, вы пришли в кино как режиссер-экспериментатор, снимающий провокационные авторские фильмы. И вдруг детские сказки… Если бы вам десять лет назад сказали, что вы будете ими заниматься, вы бы удивились?

Игорь Волошин: А я всегда их хотел снимать. Более того, я их и снимал. Все мои предыдущие фильмы и сериалы, начиная от "Нирваны" и заканчивая "Косой", - это почти сказки. Там нет реализма. Правда, в начале десятых я задумал снять предельно реалистичную картину - "Бедуина", даже оператором пригласил Алексея Борисовича Родионова (именно он снял "Иди и смотри" Элема Климова, а реалистичнее фильма просто не существует). Но даже с ним я каким-то чудом умудрился снять так, что кинофестиваль "ФЕСТ" (Белград, Сербия) вручил мне Гран-при с формулировкой - за "умение рассказывать современную сказку".

"Нирвана", мой первый полнометражный фильм, - это тоже реализм, вывернутый наизнанку, по-волошински, как говорят: герои живут в пустом городе, одеваются как персонажи какого-то фэшн-шоу и т. д. Так что я себя не переделывал. Все органично. И про "Волшебника" могу сказать, что я как будто полетел в волшебную страну снимать репортаж - и снял его.

Креативные индустрии: "бежать наперерез"

Но этот "репортаж" в одном из своих интервью вы назвали чуть ли не самым сложным фильмом в истории мирового кино…

Игорь Волошин: Это действительно было очень непросто осуществить. Помните, в начале нулевых, когда стало известно, что на экраны выходит "Властелин колец", никто не мог поверить, что эту книгу возможно снять в принципе. Тем не менее Питер Джексон взялся - и сделал. И получилось совершенное по форме кино.

Что-то похожее было и с повестями Волкова. Их раньше снять было невозможно. Только если превратить все в капустник и сшить ростовые куклы льва и саблезубых тигров… А вот сделать реалистичное кино - эта задача просто невыполнимой была. Даже сейчас понадобились усилия нескольких студий, чтобы эту махину вытянуть. Но на площадке реально было непросто. Потому что чаще снимаешь то, чего в кадре нет. К примеру, идет по дороге Элли вместе с Трусливым Львом и Тотошкой. Льва на мониторах нет: джек-рассел не говорит, Льва рисуем на компьютере. Но я должен очень точно понимать, кто где находится, куда нужно смотреть Элли, где чей уровень глаз, потому что к ним присоединяются еще и Страшила с Дровосеком, все они коммуницируют и со Львом, и с Тотошкой. Иначе ничего не получится. А в кадре, между прочим, восьмилетняя девочка-дебютантка (Екатерина Червова. - Прим. ред.), которой приходится разговаривать и играть с пустотой. И вот этот кадр потом идет в монтаж. С невидимыми персонажами. А чтобы обслужить этот кадр в постпродакшене, его надо снять пять раз. Чтобы рассчитать, как будет падать свет на шерсть Льва и именно в этой локации, какую он будет отбрасывать тень, и на кого. И актер - дублер Льва этого никогда не сделает, габариты не те. Соответственно ребята из департамента графики ходят с макетом Льва, в полный рост, это отлитый на 3D-принтере полноразмерный макет носят внутри мизансцены, сначала на репетиции, потом на съемках, потом его убирают. И вот если у тебя в самом лучшем дубле Тотошка в диалоге со Львом отвернулся или убежал к дрессировщикам, то все заново.

Плюс кабала производственного плана. Ты не можешь репетировать сцену долго, как в обычном кино. И снимать сцену с трех точек в таком высокотехнологичном кино ты тоже не имеешь возможности. Ну и плюс ко всему нет никаких шансов на импровизацию. Каждый кадр, каждая секунда стоят огромных денег. И если на какую-то сцену ты потратишь на пару минут больше, чем заложено, значит, потом не снимешь другие сцены. Деньги кончатся. Кадры, которые мы снимаем, их бюджет считается посекундно.

Где найти Марс в Якутии. На форуме "Цифровой алмаз" обсудили инфраструктуру и сервисы для кинопроизводителей в регионах

Игорь, "Волшебник Изумрудного города" - не единичный фильм, а долгоиграющая франшиза, релизы которой расписаны до 2029 года. А что будете делать потом, если бум на сказки спадет?

Игорь Волошин: Мне вспоминается первая пресс-конференция, когда мне все говорили: "Как можно такое снимать, почему все такое мрачное, тяжелое, брутальное…" Прекрасно, теперь я снимаю сказки, и все снова ворчат: "Зачем так много сказок, что ж вы только их и снимаете…" (Смеется.) А если серьезно, то я уверен, что хорошие фильмы будут нужны всегда, независимо от жанра. Если же сказки действительно выйдут из тренда, то киноиндустрия подстроится: фантастику, например, начнем снимать, сай-фай…

Значит, ждать вас на территории фантастики?

Игорь Волошин: Да, конечно.