Рождественскую службу он пропустил. Начальник разведки казачьего отряда "Оскол" Василий Гречишкин проснулся ранним утром и сначала умчался на полигон, где проходит подготовка новобранцев.
Уже оттуда офицер помчался на "ноль" - так называется позиция, откуда группы стартуют на линию боевого соприкосновения. Нужно было провести рекогносцировку. Казакам "нарезали" новый участок, и через пару дней Василию нужно заводить группы. Так для родового казака началось нынешнее Рождество.
"На войне нет выходных. Ты не можешь остановить боевые действия, чтобы принять участие в рождественской службе", - поясняет офицер.
Как и вся страна, военнослужащие российской группировки отмечали Рождество, но делали это с учетом обстановки и необходимости выполнения боевых задач.
Как встречают Рождество в казачьем отряде "Оскол"На пунктах временной дислокации (ПВД) открылись храмы, и там проходили богослужения. Но явиться на службу смогли лишь немногие. Преимущественно это были раненые бойцы, которые проходят реабилитацию на базе, да редкие офицеры, которые занимаются тыловым обеспечением ведения боевых действий.
Остальные встречали Рождество прямо в окопах. Отслужив обязательные службы, полковые и бригадные священники запрыгивали в военный транспорт и мчались на передовую, чтобы уже на месте поздравить бойцов со светлым праздником.
"У нас есть боевой батюшка. Он выезжал в окопы и там проводил богослужения: причащал военнослужащих, проводил все необходимые ритуалы. Был даже случай, один из бойцов прямо в окопе крестился и принял православие", - вспоминает Василий.
Будучи родовым казаком, офицер сетует на то, что в этом году ему не удалось посетить рождественскую службу. Он помнит, как в мирной жизни проводил праздник вместе с семьей. На Рождество Василий всегда ходил в храм, а потом вместе с супругой и с детьми устраивал прогулку, а иногда даже колядовал.
"В этот день происходит изгнание злых духов. Во время колядок люди наряжаются в одежду, которая способна отпугнуть нечисть. Сейчас мы одеты в камуфлированную военную форму, и теперь гоняем уже других злых духов, но на линии боевого соприкосновения", - улыбается Василий.
Говоря о нечисти в философском плане, офицер делает оговорку, что на самом деле он с уважением относится к противнику. Настоящий русский воин не способен к низким поступкам. Он уничтожает врага, но не испытывает к нему ненависти.
И эта позиция звучит особенно остро с учетом семейной трагедии Василия Гречишкина, которая произошла несколько месяцев назад. У офицера на спецоперации погиб сын, он участвовал в штурмовых действиях по освобождения города Курахово.
Но даже после этого случая Василий не смог научиться ненавидеть врага. Он настоящий русский воин, который мыслями и действиями всегда обращен к Богу.
Офицер вспоминает рождественские праздники, которые он всегда отмечал в мирной жизни, и говорит, что в зоне вооруженного конфликта - иные ощущения.
"В мирной жизни ты постоянно загружен какими-то проблемами, поэтому больше обращаешься к Богу с просьбами. А на войне ты больше благодаришь Господа. Благодаришь Его за то, что он помог тебе выжить после очередного обстрела. И, наверное, тем и отличается Рождество в окопах от праздника в мирной жизни", - говорит офицер.
Вот и в нынешнее Рождество командир разведки казачьего отряда "Оскол" Василий Гречишкин мыслями обращался к Богу. Офицер пережил уже сотни обстрелов, доктора уже не раз его фактически вытягивали с того света. А он выжил.
Он не смог посетить рождественскую службу только из-за того, чтобы должен был выполнять боевые задачи. Офицер провел праздник на передовой. Он молился мысленно, в очередной раз обращаясь к Богу с благодарностью.