07.02.2025 12:16
В мире

Корреспондент "РГ" добрался до Абхазии по сухопутной границе

Текст:  Игорь Елков (Москва - Сочи - Гагра)
Тестовый рейс в аэропорт Сухума (он в 18 километрах к юго-востоку от города), анонсированный на 7 февраля, не просто проверит готовность прямого регулярного авиасообщения между Россией и Абхазией. Эти рейсы изменят туристический сезон-2025 года.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU
Израиль готовится принимать российских туристов

На первый взгляд, событие не эпохальное: Минтранс ведет переговоры по запуску прямых авиарейсов с разными регионами мира, от Южной Америки до Юго-Восточной Азии. Но на самом деле этот случай особый. Ассоциация туроператоров России, опираясь на данные погранслужбы и абхазского минтуризма, сообщила, что Абхазию за 2024 год посетили полтора миллиона россиян. В списке самых посещаемых нашими туристами стран Абхазия следует за Турцией, ОАЭ, Китаем и Таиландом. Но во все эти страны из России можно долететь самолетом без пересадок. А в Абхазию для туристов только один въезд: через наземный погранпункт "Псоу".

Чтобы оценить нынешние реалии и сравнить с грядущими перспективами корреспондент "РГ" отправляется в путь.

В моем случае отправная точка - Москва.

Попасть в Абхазию можно на машине (долго и без остановки на ночлег тяжело), на поезде (из Москвы до Сухума 39 часов в пути, цены от 5,5 тыс.). Если самолетом, то ближайший аэродром - в Адлере, туда летает много авиакомпаний, цены в диапазоне от 5 до 15 тысяч. На первый взгляд не так дорого, почти как на поезд. Но не забывайте, что авиабилеты в нижнем ценовом диапазоне часто подразумевают полет не просто без багажа, но и с ограниченной по размерам ручной кладью не тяжелее 5 кг. А на морские курорты налегке обычно не летают. Доплатить придется, и не только за вес, но еще и за выбор места и прочие услуги.

Но, с другой стороны, время в полете - от 3,5 до 4 часов. Вспомните, сколько придется трястись в вагоне.

Решено: лечу. Море холодное, солнечных дней нет и по прогнозу не предвидится, через день синоптики обещают дождик, но… В самолете не наблюдаю свободных кресел. Даже не подозревал, что море в феврале так магнитит народ.

Завершился первый тестовый рейс пассажирского поезда из Владивостока в КНДР

По приземлении наудачу набираю в "Яндекс Такси" ближайший абхазский город. Это Гагра (хочется по привычке сказать: Гагры). Читал, что такси через границу не поедет, таксистам это не выгодно, но мало ли что пишут в интернетах. Надо все проверять на личном опыте. И - о чудо: предлагают довезти за 1700 рублей. Глазам не верю… Кстати, правильно сделал, что не поверил. Примерно через 10 минут ожидания сервис сообщил, что свободных машин нет.

Ладно, а хоть до границы такси есть? Да, за 700 рублей. Соглашаюсь. В ожидании такси отбиваюсь от аэропортовских "бомбил". История повторяется, время идет, свободных машин нет. Около меня притормаживает автобус с табличкой "Псоу". "Что, до самой границы едете?" - "Почти".

Поехали, тем более что цена вопроса… всего 50 руб. Чувствую подвох, но сажусь.

Подвоха почти не было, дело в том, что автобус делает бесчисленное число остановок, дорога (всего 18 км от аэропорта) занимает больше часа. Периодически стоим в пробках, хотя и несерьезных.

Конечная: до КПП топаю метров 200, а в целом пеший переход по мосту через реку Псоу на абхазскую сторону где-то 0,5 км. Я путешествую с рюкзаком, а вот тем, кто с чемоданами - можно лишь посочувствовать.

Есть, конечно, альтернатива. Например, поезд из Адлера. Но в день моего прилета нашел всего один рейс: в 5.41 утра. Время в пути до Сухума (отвыкайте от привычного "Сухуми") пять часов, цена от 1,4 тыс. до 6,5 тыс. По-моему, нет авиарейсов, которые состыкованы с таким временем отправления. Нужна еще гостиница, в которую толком и не поспать. Так себе вариант.

Как получить туристическую визу в Китай: инструкция и советы эксперта

Прямо на границе подходят сомнительного вида личности, предлагают перевезти на машине. Даже не стал интересоваться ценой услуги.

Итак, пешком перехожу границу. Говорят, летом здесь столпотворение. Хотя как иначе: именно через этот переход за прошлый год прошли и проехали 1,5 млн путешественников.

Но сейчас к очереди на паспортный контроль всего 5-6 человек, проходят быстро. Можно предъявлять или внутренний паспорт, или заграничный. Прохожу по внутреннему. Девушке-пограничнице я чем-то приглянулся. Ну, или наоборот. Куча вопросов: кроме стандартного "цель визита?", еще и сколько мне лет, где родился… В общем, пришлось кратко пересказать биографию.

Неожиданно. Летаю нередко, но за много-много лет пересечений границы с таким "интервью" столкнулся впервые. Впрочем, знающие люди потом подсказали: это потому что первый раз идешь в Абхазию. Потом будет быстрее.

А вот абхазские пограничники едва взглянули на мой паспорт. Вопросов не задавали: "Проходи!".

Смеркалось. Пробиваюсь через толпу "бомбил", попадаю на автостанцию. Захожу в первый попавшийся микроавтобус с надписью "Гагра".

- Сколько?

- 200 рублей, но только наличные.

- Когда поедем?

- Как только наберется человек пять.

На Кубани появился первый автомобильный туристический маршрут

Набралось довольно быстро, едва успел выпить чаю в ближайшем кафе. Путь до Гагр занял около получаса. Дороги пустые, адлерских пробок нет и в помине.

От Гагры до Сухума где-то 80 км. Но эту часть путешествия оставил на следующий день...

Мысленно представил: а если просто сесть в Москве в самолет и приземлиться в Абхазии? Четыре часа в воздухе - и ты на море.

Сказка. Хочется верить, что эту сказку не омрачат заоблачными ценами на авиабилеты.

В мире