14.02.2025 13:46
Культура

На экраны вышел ромком "По любви" о застрявших в лифте незнакомцах

Фильм "По любви" и вопрос страсти
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №35 (9574)
Наши киноавторы все увереннее осваивают стилистику советского кино, начиная, правда, не с самых ключевых лент. Новые "Девять дней одного года" не брезжат даже в перспективе. Но уже есть новые варианты комедий Андрея Тутышкина.
В том, что все закончится финальным поцелуем, никто из зрителей таких ромкомов не сомневается с самого начала. / Kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Был такой замечательный актер-эпизодник и режиссер, снимавший милые картины о маленьких курортных недоразумениях, лучезарные, как июньское утро, и оставляющие после себя послевкусие леденца: киноводевили "Безумный день" или "К Черному морю". Это были комедии положений, чаще всего про любовь - чувство, живущее в людях независимо от стран, систем и эпох их происхождения. Зрители охотно это смотрели и успешно забывали, как только вкус леденца перебивался вкусом текущей реальности.

Исландская драма об оглушительной потере "Снова наступит рассвет" уже на экранах

Ромком "По любви" дебютанта в полнометражном кино явно даровитого Бориса Милованова оставляет послевкусие кремового торта, которым еще не кинули для комедийного эффекта кому-нибудь в лицо. В нем многократно испытанный сюжетный ход: двое застревают в лифте. Парень и девушка. Исход зрителю известен сразу, с первой безуспешной попытки героев выйти на свободу, и дальше художественный вес фильма зависит только от того, как все будет придумано сценаристами и сыграно актерами.

Сценаристов Василия Ровенского и Бориса Милованова заинтересовали загадочные 36 вопросов, задав которые друг другу, люди, по легенде, непременно влюбляются. Их придумал американский профессор психологии Артур Арон, и уверяют, что еще не было осечек. Вопросы кучерявые - типа "Кого из знаменитостей ты позвал бы на ужин?" и так вплоть до "Расскажи о личном и спроси партнера, что он об этом думает". И потом надо ровно четыре минуты смотреть друг другу в глаза. Причем расспрашивать нужно в тихом месте, где никто не мешает.

Авторы фильма полагают, что тут ничего лучше застрявшего лифта не придумаешь. Профессор психологии сказал бы на это: "Дудки! А страх просидеть взаперти сутки?". И здесь первый повод для новых Станиславских вскричать "Не верю!". Негромко, неуверенно, но вскричать. Потому что в поведении будущих влюбленных есть все, кроме этой неизбежной в таких случаях краски. Они не какие-нибудь там клаустрофобы, встревожены крайне мало. И если собачатся, то потому, что у обоих только что случился раздрай с изменившими любимыми, обоих только что выгнали с работы и у обоих по случайному совпадению сегодня день рождения. Но оба интеллигенты: она - недооцененная Коко Шанель, он - возможно, будущий Пелевин. И потому собачатся корректно, иронично и артистично, хотя текст, вложенный драматургами в уста актеров Павла Табакова и Ангелины Стречиной, мог быть поостроумнее. У Шекспира в таких случаях Катарина с Петруччо в "Укрощении строптивой" собачились увлекательней. От этого и возникает зрительское наслаждение - от игры ума, отточенности реплик, неожиданности реакций, находчивости персонажей. Это сам по себе прекрасный "поджанр" - перепалки в вынужденно застрявшем действии, но он очень обязывает. Не всем под силу выдержать. В данном случаи авторы выдержали только частично. Поводов вскричать "Не верю!" слишком много, не буду перечислять.

Зрители такое кино забывают, как только вкус леденца заменяет вкус реальности

Спасают - опять же частично - хорошие актеры. Ангелина Стречина в роли Валентины органично перевоплощается из разъяренной тигрицы в котенка урчащего, но всегда готового куснуть. Павел Табаков, который Арсений, чуть более кокетлив, чем надо бы, но подыгрывает с явным удовольствием. А то, что актеры, хорошо отыгрывая процесс скоропостижного влюбления в лифте, сами явно не верят в логику происходящего - это стало фирменным знаком нашего современного кино, так что не все заметят.

Кадры из фильма "По любви"

До того, как зрители дождутся неизбежного финального поцелуя, бедолаг вызволит из лифта неверный любовник Никита, который случайно живет в том же московском доме и случайно изменяет застрявшей в лифте девушке с любимой застрявшего в лифте юноши. Такая цепь невероятных случайностей тоже характерна для допотопных лирических комедий второго эшелона. Постсоветского Никиту симпатично играет Дмитрий Ендальцев. Его Никита всем хорош, но слишком ветрен и вечно под каблуком своей мамы, норовящей его отрегулировать. Мама у актрисы Алены Яковлевой - самый колоритный образ фильма. Она здесь выполняет функции старухи Шапокляк (в советском кино такие роли играли выдающиеся артистки жанра Ирина Мурзаева или Мария Миронова) - то есть сочетает старомодную элегантность с ухватками Бармалея, строга, непреклонна и всех готова поставить на место.

Если не считать ветрености Никиты, нестойкости отдельных девушек в обаятельном исполнении Анастасии Уколовой и непреходящей склонности наших лифтов ломаться, а дежурных по лифтовому хозяйству брать на лапу, в фильме нет плохих персонажей и плохо работающих механизмов, а есть общая картина прекрасной, шелестящей автомобилями и сверкающей вечерними огнями Москвы. Где живут веселые, находчивые и легко, в спортивном беге преодолевающие маленькие недоразумения люди.

То, что нужно зрителю после напряженного трудового дня.

На экраны вышел фильм Джонни Деппа о художнике Модильяни
Наше кино