17.02.2025 06:35
Общество

Почему в Кузбассе решили закрыть центр обучения особенных детей

Текст:  Юлия Потапова (Кемерово)
В Новокузнецке закрывается филиал Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Причина - дефицит средств в областном бюджете. В начале января в Центре ликвидировали стационарные отделения, где воспитанники могли находиться круглосуточно. И скоро будет закрыта начальная школа.
/ Юлия Потапова/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Социальные услуги это одно. Обучение - другое. Власти, как говорится, решили отделить мух от котлет. "Каждое ведомство должно заниматься своим делом, за обучение детей отвечает сфера образования", - точка зрения, оправдывающая закрытие начальной школы для инвалидов на фоне проблем с финансированием. Дети должны учиться в общеобразовательных школах - ведь там есть инклюзивные классы.

Новость в городе восприняли как гром среди ясного неба. Петицию в защиту Центра, где дети-инвалиды в том числе "находят друзей, учатся взаимодействовать с миром, готовятся к будущей самостоятельной жизни", подписали почти 3,4 тысячи человек.

…Филиал Центра на улице Фесковской, 99 в Орджоникидзевском районе - двухэтажный дом 1949 года постройки. В маленькой прихожей пульт охраны, одноразовые бахилы для посетителей, домашние коврики. Узкая лестница ведет на второй этаж, в классы. Школа-четырехлетка работает в две смены: не хватает площадей. Детские рисунки на стенах, а на полу видавший виды линолеум. Старенькие шкафы и обычные школьные парты. Впрочем, не совсем обычные. Вот стулья и столы-трансформеры для ребятишек с ДЦП. А есть и специальная мебель для учащихся с расстройствами аутистического спектра.

- Видите, рабочее место со всех сторон закрыто от посторонних глаз? Эти дети живут в своем мире и с трудом идут на контакт, хотя часто воспринимают информацию гораздо лучше, чем остальные, - объясняет директор Центра Светлана Масягина. - Реальный пример: в общеобразовательной школе мальчик с аутизмом во время уроков сидел… в шкафу. Ребятишек с такими особенностями сейчас много, хоть диагноз, как правило, ставят не сразу и не всем. Все больше детей с задержкой психоречевого развития, органическим поражением головного мозга и другими ментальными нарушениями. Это мировая проблема.

Академик Куцев рассказал, как анализ крови спасает детей от инвалидности

Центр был создан в 1994-м, а начальная школа при нем открылась в начале 2000-х, когда программ для "нестандартных" детей в обычных школах не было. В 2016 году учреждение получило лицензию на образовательную деятельность. Тогда Центр имени Л. В. Боряк стал единственной в городе альтернативой обучению детей-инвалидов на дому. За прошедшие годы здесь поставили на ноги, подарили надежду и веру в себя тысячам юных сибиряков.

Олега, который учится в третьем классе, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) в свое время не пустила в обычную школу. Из-за отставания в развитии и гиперактивности. И уже третий год он вместе с папой каждый день приезжает на Фесковскую, благо, от дома недалеко. Здесь и учеба, и лечение, и занятия с психологом, и игры - все под одной крышей. Мальчишка доволен, родители тоже. Где и как Олежка будет учиться дальше, семья пока не знает.

- У нас в классах не больше восьми учеников, и каждому - максимум внимания. Если есть проблемы с письмом (а они почти у всех), учитель берет детскую руку в свою, и вместе с ребенком выводит буквы. Во внеурочное время детей осматривают педиатр и невролог, назначают процедуры - физиотерапию, массаж, озокерит, лечебную и адаптивную физкультуру, кислородные коктейли, - продолжает Светлана Евгеньевна.

Мы идем по уютному дому, и директор рассказывает, как филиал сегодня укладывается в обновленные стандарты оказания социальных услуг. Точнее, совсем не укладывается. Здесь нельзя поставить подъемные платформы и лифт - коридоры и лестничная клетка слишком тесные. Перепады высот между раздевалкой, групповыми и классными комнатами требуют установки пандуса, но он перекроет доступ к детским шкафчикам. Теплоузел на первом этаже пришлось оборудовать в раздевалке у мальчиков, поскольку лишь там можно расположить приборы учета. И еще приходится постоянно ремонтировать протекающую крышу. В прошлом году часть кровли снесло ураганом, что добавило проблем.

/ Юлия Потапова/РГ

1 июня 2025-го здание на Фесковской закроют. Воспитанникам, которые учатся в начальной школе Центра, предложено перейти в инклюзивные классы на базе общеобразовательных школ. Чиновники уверяют, что "с учетом индивидуального подхода и состояния здоровья" для каждого ребенка разработают свой образовательный маршрут. Семьи, где растят особенных детей, в этом сомневаются. И спрашивают - зачем рушить то, что приносило пользу?

… 14-летняя Варвара приехала на Фесковскую повидаться с друзьями и любимыми педагогами. Встретились и обнялись, как родные.

Названы доступные в 2025 году меры поддержки для семей с ребенком-инвалидом

- Мы обратились в центр семь лет назад - с диагнозом "задержка психоречевого развития 7-го вида". И эта школа стала нашим спасением! Дело в том, что на фоне психиатрических проблем умственную отсталость дочке не диагностировали, - рассказал папа Вари, Евгений. - Я объехал все городские школы для детей с умственной отсталостью и везде услышал одно и то же: "Несите заключение ПМПК, и мы вас возьмем". Но Варе такого заключения никто не давал! Так что этот вариант обучения оказался нам недоступен. А когда я попытался пробиться в обычную школу (дочь, по идее, должна учиться в такой, по адаптированной программе), то ее директор признался, что не хочет чрезмерно нагружать свой коллектив. Сейчас дочка учится в индивидуальном режиме. Любимые предметы - музыка, русский язык и литература. Я присутствую на всех уроках. Когда учителя не могут ее понять из-за дефекта речи, выступаю в роли "переводчика". И результаты есть, говорят врачи. А вот отправлять ребенка в класс, где 25-30 учеников, не хочу. Ее же просто затюкают. Это здесь, в реабилитационном центре Варя оставалась на весь день, и я со спокойной душой ехал по своим делам. Теперь же работаю ночным сторожем в садике, а днем занимаюсь ребенком. Других вариантов нет.

Новокузнецкие реабилитологи считают, что идеально было бы строить в регионах России современные центры для детей-инвалидов со стационарными отделениями, пусть небольшими, и со школами. Чтобы педагоги, врачи и психологи были рядом с подопечными. Именно по такому принципу - исходя из потребностей каждого конкретного ребенка, создавался тридцать лет назад Центр в Новокузнецке. А двадцать лет назад его основатель врач-педиатр Любовь Васильевна Боряк (к сожалению, уже ушедшая из жизни), мечтала о новом просторном помещении. И старалась сделать все, чтобы мечта стала реальностью. Ведь за помощью и передовым опытом в южную столицу Кузбасса ехали отовсюду. Говорят, здесь даже собирались построить за счет госбюджета большое здание в Кузнецком районе, рядом с Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Но не сложилось. Так может в сегодняшней демографической ситуации, когда на самом высоком уровне во главу всей работы в стране поставлено внимание к человеку, следует вернуться к этому вопросу?

/ Юлия Потапова/ РГ
Соцзащита Кемеровская область