19.02.2025 00:49
Культура

В Театре на Садовой играют "Женитьбу, или Последний пункт одиночества"

В Театре на Садовой играют "Женитьбу, или Последний пункт одиночества"
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Столичный выпуск: №36 (9575)
Пьесу Гоголя "Женитьба" называют одной из первых русских "бытовых комедий нравов". В Театре на Садовой (прежде - "Приют комедианта") драматическую комедию "Женитьба, или Последний пункт одиночества" поставил Андрей Прикотенко.
Нет, не Подколесин, а Агафья Тихоновна, то бишь Гафа, стала главной героиней "Женитьбы". / Александр Коптяев / Театр на Садовой
Читать на сайте RG.RU

Санкт-Петербург, только наши дни. Гафа - хозяйка салона аренды свадебных платьев и пошива мужских костюмов, которой не очень везет в любви, решает, что ей пора замуж. Ее бойкая и изобретательная коллега Фекла хочет помочь подруге устроить личную жизнь. Но из окружающих мужчин - только портной, замкнутый мизантроп, и посетители салона - "женихи", один за другим приходящие сшить себе идеальный костюм". "У наших героев до свадьбы дело не дошло (у Гоголя, кстати, тоже), - говорит режиссер. - Не дошло, потому что сложно найти человека, с которым ты готов идти вместе по жизни. Сделать это практически невозможно".

Как быть Качаловым? Ольга Любимова побывала на новой выставке музея МХАТ

На сцене всего три артиста. Хотя мы помним, что у Гоголя только мужских ролей несколько: Подколесин, его слуга, женихи. Да еще невеста, ее тетка, сваха... Агафья Тихоновна Купердягина в первоисточнике - невеста 26 лет, а героине спектакля Гафе - 36, она "в поиске серьезных отношений". У Гоголя - четыре жениха (и сначала он хотел назвать пьесу "Женихи"), здесь - пять, но всех играет один актер.

Три года назад Андрей Прикотенко поставил в этом театре драму "Серотонин" по роману Мишеля Уэльбека с Иваном Волковым в главной роли. Спектакль "о скитании героя нашего времени" был отмечен "золотыми масками" и "софитами". Идея нового спектакля связана с той постановкой. "Можно взглянуть на "Женитьбу" Гоголя сквозь тему женского одиночества и поиска счастья. На стыке тем одиночества и возникает связь с "Серотонином". "Серотонин" - спектакль о мужском одиночестве, "Женитьба" - его зеркальное отражение", - говорит режиссер

"Искать в этом спектакле Гоголя так же сложно, как искать в нем Шекспира, Чехова и Софокла. Эти поиски могут закончиться только дурными снами. Я предлагаю "остыть" и взглянуть на этот спектакль как на самостоятельное высказывание о сегодняшнем дне", - продолжает Андрей Прикотенко.

Для Марии Лысюк (Гафа), актрисы "Балтийского дома", и Игоря Мосюка, актера Александринского театра, это первый спектакль в Театре на Садовой. А еще это новые работы для заслуженной артистки Санкт-Петербурга Натальи Парашкиной и заслуженной артистки России Татьяны Полонской (обе играют Феклу, в разных составах).

В марте в Петербурге пройдут гастроли московской "Студии театрального искусства"

Репетиции шли необычно. Актеры разговаривали на заданные темы, искали аналоги в сегодняшней жизни, режиссер записывал, а потом выдавал им тексты. Например, он придумал, что хозяйка ателье Гафа - это аналог Подколесина.

"В этом спектакле немало историй, связанных с моей личной жизнью, - призналась Мария Лысюк. - Это у меня первый опыт - так совершенно переделать пьесу. У Гоголя Подколесин - главный герой, а мы исследовали женское одиночество. Было страшно, но мы шли вперед, до конца".

Драматический театр Москва