19.02.2025 03:00
Общество

Отечественные вузы все больше ориентируются на решение реальных задач

Отечественные вузы все больше ориентируются на решение реальных задач
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Технологический суверенитет №36 (9575)
Наша страна движется по пути технологического развития. Во всех отраслях отечественной экономики создаются и внедряются инновационные продукты и современные технологии. Естественно, что для работы с ними необходимы высококвалифицированные кадры.
Российские студенты участвуют в создании новых технологий, актуальных для бизнеса. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В мае 2023 года в России была утверждена Концепция технологического развития до 2030 года. Согласно этому документу, к указанному сроку наша страна должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой. А национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции, в частности микроэлектроники, высокоточных станков, роботов, авиакосмической техники, лекарств и медицинского оборудования, программного обеспечения и др. К 2030 году такая продукция должна удовлетворять внутренние потребности не менее чем на 75 процентов.

Очевидно, что для достижения намеченных целей необходимо иметь соответствующие кадры. В прошлом году по поручению правительства РФ российские вузы разрабатывали программы развития, учитывающие потребности рынка труда. Они предполагают, в частности, актуализацию образовательных траекторий, развитие взаимодействия с бизнесом и реальным сектором экономики, связь с наукой, вовлечение в нее студентов.

Например, в одном из столичных вузов совместно с ведущими предприятиями было разработано более 40 новых программ в таких областях, как цифровое производство новых материалов, экономика замкнутого цикла, цифровая лингвистика и др. По одному из направлений, в частности, готовят специалистов в области создания 3D-биопринтеров нового поколения.

Этот пример не единичный случай, он отражает тенденцию в системе высшего образования. "Создание образовательных программ, которые отвечают современным требованиям и готовят специалистов, способных не только адаптироваться к изменениям, но и быть драйверами инноваций - стратегически важная задача на сегодняшний день", - уверена первый проректор Института международных экономических связей Елена Богомолова.

В ведущем техническом вузе гражданской авиации прошли дни открытых дверей

Сегодня в период стремительных изменений, когда технологии устаревают буквально за год-два, а на их место приходят новые, необходима трансформация привычной модели образования. Учить по-старому, когда студент на протяжении пяти лет получает исключительно теоретические знания, - фатальная ошибка, уверены эксперты.

"Чтобы избежать ситуации, при которой знания студентов успевают устареть еще до окончания их обучения, университеты и колледжи должны оперативно реагировать на изменения в технологиях и постоянно поддерживать связь с реальным сектором, - уверен директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский. - Для этого нужно тесно взаимодействовать с компаниями в индустрии, обновлять учебные планы, вовлекать работодателей в подготовку образовательного контента и активно использовать практикоориентированные подходы, включая стажировки и проекты с реальными заказчиками в вузах и колледжах".

Сегодня во многих российских вузах активно ведется именно такая работа. Студенты вовлекаются в решение реальных задач уже во время учебы. Это позволяет не только закрепить полученные знания, что называется "в поле", но и получить профессиональный опыт.

Сегодня многие вузы привлекают к разработке образовательных программ будущих работодателей

"Тесная связь с индустрией позволяет интегрировать практические навыки в учебный процесс и гарантировать, что выпускники обладают нужными знаниями, - подтверждает Елена Богомолова. - Поэтому мы активно сотрудничаем с предприятиями, чтобы студенты могли применять свои знания в реальных условиях. Образовательные программы включают обязательные практические модули, где студенты работают над решением задач, актуальных для бизнеса и государственного сектора. Это позволяет им не только получить опыт, но и сформировать профессиональные компетенции, необходимые для успешной карьеры".

При этом эксперты отмечают, что в погоне за актуальными знаниями важно не упустить и фундаментальные. Без них новоиспеченный специалист рискует через пару-тройку лет оказаться невостребованным.

"Не все новейшие технологии приживаются и остаются с нами надолго, - обращает внимание член правления и основатель Академии ИТ-менеджмента IPWK Алексей Карпунин. - И насколько стремительно они появляются, настолько же стремительно и теряют свою актуальность. Поэтому, когда молодой специалист начинает изучать очередную "хайповую" технологию, он всегда должен помнить, что, скорее всего, через год на нее вообще не будет спроса. Специалист же с классическим инженерным образованием, глубокими теоретическими знаниями и пониманием фундаментальных основ всегда будет более востребован, чем тот, кто интересуется лишь инновациями, но не имеет прочной базы".

Швыдкой: Вузы должны давать знания и пробуждать импульс для творческого сознания

Несмотря на текущую трансформацию высших учебных заведений, стремящихся подстраиваться под меняющиеся реалии, снабдить студента знаниями и навыками, которые будут актуальны на протяжении всего карьерного пути, невозможно. Учиться и актуализировать свой багаж знаний придется на протяжении всей жизни.

"Сейчас крайне важно поддержать дополнительное профессиональное образование, программы переподготовки и повышения квалификации, - считает директор по инновациям "Меркатор Холдинг" Павел Теплов. - Это невозможно без тесного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений. Нужна гибкая система, способная быстро адаптировать программы подготовки под запросы отраслевиков, внедряющих новые решения либо модернизирующих производство. Появляется новая техника, растет роль информационных систем, в том числе с применением ИИ. Все это крайне сложно внедрять без грамотных специалистов на местах, которых надо не менять, а переучивать".

Мнение

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

- Чтобы сегодня определиться, как и в каком объеме готовить кадры для обеспечения технологического суверенитета, необходимо понимать, в каком направлении мы движемся и какое будущее мы хотим построить. У нас есть прогноз научно-технологического развития до 2030 года. Он входит в топ-5 мировых прогнозов и признан ОЭСР как один из ведущих мировых документов. Однако он был утвержден в 2014 году и заканчивается через 5 лет. Сейчас нам необходим прогноз хотя бы до 2050 года. Видя горизонт развития экономики, общества, науки на ближайшие 25-30 лет, мы сможем более обоснованно определять, какие кадры, с какими компетенциями и в каком объеме нам нужно готовить.

Образование