20.02.2025 03:00
Омская область

В Омске выпускник речного училища трудится на нефтетранспортном предприятии

Прошедший через Афганистан выпускник речного училища сегодня трудится на нефтетранспортном предприятии
Текст:  Мария Серебрякова (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №38 (9577)
В феврале наша страна отмечает сразу две важные даты - День защитника Отечества и День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Особое значение они приобретают в год, объявленный президентом России Годом защитника Отечества. Капитан речного флота Борис Куцый - человек, проявивший свою преданность Родине во время участия в боевых действиях. Два года Борис Степанович прослужил в Афганистане, в разведроте. На его счету не одна спасенная жизнь. Уже 25 лет он работает в компании "Транснефть - Западная Сибирь". О службе в вооруженных силах и о том, что он больше всего любит в своей работе, капитан рассказал нашему корреспонденту.
Сейчас Борис Куцый - капитан-механик группы по эксплуатации водных видов транспорта цеха технологического транспорта и спецтехники филиала Омское районное нефтепроводное управление "Транснефть - Западная Сибирь" / Предоставлено Борисом Куцым
Читать на сайте RG.RU

Телохранитель героя

Борис Куцый окончил Омское речное училище, начал работать по специальности. Но весной 1982 года двадцатилетнего юношу призвали на срочную службу. Через Бийск и Алма-Аты новобранцы попали в Ашхабад. Полгода обучения на оператора БМП-2 и вдруг - подъем по тревоге. Уже через час Ил-76 доставил парней в Афганистан, в провинцию Шинданд.

Борис Степанович вспоминает: тогда страшно не было. Хорошую психологическую подготовку, почти военную, он прошел в училище. В Шинданде стояла пятая гвардейская дивизия. Вновь прибывших распределили по полкам. Борис попал в разведроту 371-го мотострелкового полка.

Жили в палаточном городке, без света - при керосиновых лампах. Отапливали палатки чугунными печками. Но, вспоминая об этом, Борис Степанович с улыбкой говорит: "Не жалуемся, служба хорошая была".

Через неделю рядового Куцего вызвали в офицерскую палатку.

- Командир роты мне говорит: "Будешь у меня телохранителем".

Так Борис стал командиром отделения управления разведроты и уже на следующий день получил звание "младший сержант". А командиром роты оказался будущий Герой Советского Союза Федор Пугачев.

Борис Степанович старается донести до молодых ребят, что служить Родине - важно и почетно. А тем, кто сейчас находится на передовой, желает скорейшего возвращения домой. / Предоставлено Борисом Куцым

- Федор Иванович был хорошим и офицером, и психологом. Берег солдат. Ну и чутье у него было. Он много подвигов совершил. В Шиндандской "зеленке" его ранили в обе ноги, но он продолжал руководить боем. Меня и механика-водителя эвакуировали на вертолете, а Федор Иванович продолжал отстреливаться, пока десантники и мотострелки не подошли.

Главное - живой

Нередко для сбора разведданных рота на несколько дней уходила в "свободный поиск", возвращаясь в расположение только для того, чтобы помыться, почистить оружие и пополнить запасы боеприпасов, еды и воды. Передвигались ночью, преодолевали пешком по десять-двадцать километров. На основании информации, собранной разведчиками, готовились полковые и дивизионные операции. Иногда советские солдаты сопровождали в кишлаки врачей и колонны с продуктами и лекарствами. Сталкиваться приходилось с разными бандформированиями - торговцами оружием, людьми, бандами, терроризировавшими местное население и охотившимися за русскими офицерами.

Однажды разведчики сделали неожиданную находку - им в руки попала английская пушка 1814 года. Душманы пытались из неё стрелять по советским солдатам. "Мы ее забрали как трофей и решили сделать дивизии подарок. Ее установили в мемориальном парке, где проходили парады и награждения", - говорит Борис Куцый.

Первую награду - медаль "За отвагу" - Борис Степанович получил в 1983 году за совокупность операций. Вторую - орден Красной Звезды - ему присвоили за Шиндандскую "зеленку".

- По тревоге пошли выручать мотострелковую роту - они нарвались на засаду в кишлаке. Отбились. Правда, у нас раненых было четверо, боевую разведмашину потеряли - ее подбили из гранатомета. В этом бою я получил ранение кисти правой руки и полости рта. Сначала в руку попали. Очнулся в реке. Страшно стало, что в плену окажусь. Поднялся, побежал к своим. И тут мне в подбородок, видимо, осколки разрывной пули вошли. Упал опять в реку, поток меня подхватил и понес. Парни увидели, прикрыли меня с БМП и выловили. Ротный тогда сказал: "Сынок, заживет. Главное - живой".

В Афганистане Борис Куцый прослужил два года и месяц.

- Тяжело было уезжать, с парнями расставаться, уже сработались. Такая тоска, аж до слез, - делится воспоминаниями Борис Степанович.

За боевые операции младший сержант Куцый получил две награды: медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды. / Предоставлено Борисом Куцым

С некоторыми бывшими сослуживцами отношения поддерживает до сих пор, в том числе и с Федором Пугачевым.

Мирное русло

Сейчас Борис Куцый - капитан-механик группы по эксплуатации водных видов транспорта цеха технологического транспорта и спецтехники филиала Омское районное нефтепроводное управление "Транснефть - Западная Сибирь". В составе флота предприятия - катера, буксиры-толкачи, баржи, теплоходы. Суда задействуют для перевозки оборудования и людей, выполнения ремонтных работ, контроля за состоянием подводных переходов магистрального нефтепровода.

- Люблю, когда весной теплоход запускаешь, и он оживает, - делится Борис Степанович. - Вообще люблю свою работу. Скучать не приходится. Постоянно находишься в движении.

Кстати, в "Транснефть - Западная Сибирь" работает и сын Бориса Степановича Игорь. Он тоже капитан.

- Два капитана, как в книжке, - смеется наш герой.

Выступая перед курсантами своего родного речного училища, Борис Степанович старается донести до ребят, что служить Родине - важно и почетно. А тем, кто сейчас находится на передовой, желает скорейшего возвращения домой.

- С праздником! Здоровья, стойкости и мужества! - обращается капитан к защитникам Отечества.

P. S.

В рамках совместного с компанией "Транснефть - Западная Сибирь" специального проекта "Профессии" мы в течение года будем знакомить читателей с людьми, для которых работа на нефтетранспортном предприятии стала неотъемлемой частью жизни. Через личные истории наших героев откроем для себя интересные, а порой и необычные профессии нефтепроводной отрасли.

Омская область