25.02.2025 14:19
Общество

Картины с Масленицей Кустодиев написал после операции, прикованный к креслу

Текст:  Валерий Шемель
Масленица - это блины, балаганы, уличные гулянья… И - картины Бориса Кустодиева. Уж у него только в Русском музее три полотна, живописующие масленичные гулянья.
Читать на сайте RG.RU
/ А. Свердлов / РИА Новости

Две картины - "Масленица" 1916 года, где несущиеся яркие тройки среди укрытых снегом холмов, за которыми открывается панорама зимнего уютного городка, словно прилетели с палехских расписных шкатулок. И - ворвались в совершенно брейгелевскую по духу зимнюю картину, где что ни персонаж, то типаж, что ни типаж, то пословица иль песня…

/ Алексей Свердлов / РИА Новости

Третье полотно - совершенно феерические "Балаганы", написанные уже в 1917 году. Здесь много красного - но не на знаменах и лозунгах, а в ярком алом оформлении уличного театрика, в красных цветах расписных деревянных саней, в богатой яркой шубе барыни на первом плане. Вокруг сцены - плакаты с полуголыми борцами, похожими на нынешних культуристов, а на сцене - арлекин с барабаном и прохвост-зазывала в цилиндре и полосатом шарфе, вечный герой авантюрных новелл и любовных романов.

"Балаганы". Холст, масло. 1917 год. Борис Кустодиев. / rusmuseumvrm.ru

В этих "Балаганах" не найти аллюзий на то, что происходит здесь и сейчас, в 1916-м и 1917-м году. Ни мировой войны, ни революций - хоть Февральской, хоть Октябрьской.

Что еще интересней, в этих полотнах - ни следа личной драмы художника. Как раз в 1916 году из-за войны он не смог выехать на операцию в Германию, к врачу, который уже помог ему однажды, в 1911-м. И петербургские доктора ставят его семью перед тяжелейшим выбором: они могут сохранить подвижность или рук, или ног. Ну, а какой художник без рук? И к марту 1916-го выбор был сделан.

"Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым", - напишет Кустодиев актеру Василию Лужскому 18 марта 1916 года.

Именно тогда, прикованный к инвалидной коляске после операции Борис Кустодиев и пишет первую "Масленицу". Радостную, сияющую солнцем, простором, весельем, полетом на тройках. Все, что было теперь ему недоступно, он пишет как яркий чудесный восхитительный мир.

Портрет Федора Ивановича Шаляпина, Борис Кустодиев. / РИА Новости

Этот мир вышел не столько из фольклора, сколько из театра. Тому доказательство - не только полотно "Балаганы", где сцена - главный герой, но и портрет Федора Ивановича Шаляпина. В расстегнутой шубе на медвежьем меху, в белоснежной рубашке с бабочкой, мощным перстнем на мизинце, с любимым бульдогом, Шаляпин стоит на заснеженном холме, словно на сцене императорского театра. Даром, что на дворе 1922 год. И вся ярмарочная ослепительная жизнь за его спиной выглядит великолепной оперной декорацией.

Когда смотришь на кустодиевский портрет Шаляпина, на "Балаганы" и "Масленицы", вдруг понимаешь, чем был "Мир искусства". Да, разумеется, он объединял утонченных эстетов, знатоков России и Франции XVII-XVIII века, пассеистов и создателей "Петрушки" и русских балетов в Париже… Но "Мир искусства" был еще пространством, в котором можно было дышать, творить, жить, когда могло показаться, что жизнь кончена. Пример Бориса Кустодиева тому свидетельство.

Музей русского импрессионизма отметил свой юбилей масштабной выставкой
Праздники Живопись