27.02.2025 10:30
Власть

На Алтае обсудят взаимодействие России и Казахстана на рынке зерна

Текст:  Сергей Зюзин (Барнаул)
Российская газета - Экономика Сибири: №43 (9582)
В Белокурихе открылась XVIII Зимняя зерновая конференция, которая по традиции собрала ведущих российских и международных экспертов в области макроэкономики, зернового и масличного рынков, а также сельхозтоваропроизводителей и зернопереработчиков. Одним из самых актуальных вопросов станет взаимодействие России и Казахстана на рынке зерна.
Российский экспортер, поставляя пшеницу в страны, не входящие в Таможенный союз, обязан платить пошлину, которая достигает пяти тысяч рублей за тонну / Владимир Горовых/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

С 1 января 2025 года Казахстан снял запрет на импорт российской пшеницы. Напомним, что полное ограничение на ввоз российского зерна было введено в конце августа прошлого года, а до этого, в 2023-м, действовал запрет на импорт пшеницы автотранспортом: зерно можно было ввозить только по железной дороге и только для мельниц, лицензированных элеваторов и птицеводческих предприятий. Эти меры были необходимы казахстанской стороне для борьбы с серым импортом, наносившим урон бюджетам обеих стран. Ведь ввезенное из России зерно выдавалось за произведенное в Казахстане, и при его продаже в Афганистан или Узбекистан местные коммерсанты получали от своего государства возмещение НДС. По данным сайта минсельхоза Казахстана, некоторые фермеры в приграничных с Алтайским краем районах умудрялись, располагая 500 гектарами земли, продавать сотни тысяч тонн пшеницы.

Порядок удалось навести, и теперь путь для российского (прежде всего сибирского) зерна в Казахстан открыт, но ажиотажа не наблюдается - местные трейдеры не торопятся скупать российскую пшеницу, так как в стране собрали высокий урожай своей. Если в Алтайском крае тонна пшеницы третьего класса сейчас стоит 14,5-15,5 тысячи рублей, то у южных соседей - около двенадцати тысяч. И везти алтайское зерно в республику невыгодно даже при неуплате таможенной пошлины.

- Важно понимать, что Казахстан скупал сибирское зерно, чтобы потом выгодно перепродавать его в страны, не являющиеся членами таможенного союза ЕАЭС, - отмечает Валерий Гачман, президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского Зернового Консорциума и один из организаторов Зимней зерновой конференции. - И было бы неправильно рассматривать Казахстан стратегическим партнером того же Алтайского края. Это абсолютно самодостаточная по производству зерна страна, которая в самый засушливый год собирает четырнадцать миллионов тонн, а в урожайные - значительно больше: например, в 2011-м - 29 миллионов. Внутреннее потребление пшеницы в Казахстане составляет десять миллионов тонн в год. То есть даже при самых неблагоприятных условиях наш сосед может полностью обеспечить себя зерном. В текущем аграрном году в Казахстане собрали 27 миллионов тонн зерна, из которых двадцать миллионов тонн - пшеницы. Зерна нашему соседу хватит и для себя, и на экспорт.

На предыдущих конференциях в Белокурихе не раз говорилось, что Казахстан злоупотребляет неуплатой таможенной пошлины при экспорте российской пшеницы. Почему он так активно скупал российское зерно в последние годы? Первая причина крылась в недоборе урожая из-за засухи. А вторая, более значимая, - в том, что Казахстан как член Таможенного союза имеет право покупать пшеницу в России и вывозить ее без уплаты пошлины.

Три страны обеспечили компаниям из РФ 74% выручки от экспорта нефти, газа и угля

Российский экспортер, поставляя пшеницу в страны, не входящие в Таможенный союз, обязан платить пошлину, которая достигает пяти тысяч рублей за тонну. Соответственно, на эту сумму снижается закупочная цена для фермеров, а казахстанский трейдер может, благодаря освобождению от таможенной пошлины, покупать дороже. Причем поставки из Казахстана шли как раз в те страны Центральной Азии, которые традиционно считались экспортерами российского зерна российскими же поставщиками. И маржа казахстанских экспортеров - это как раз неуплаченная экспортная таможенная пошлина на российскую пшеницу. В некоторые периоды она снижалась (к примеру, летом прошлого года - до одной-полутора тысячи рублей за тонну), но сегодня вернулась к своему максимуму - около пяти тысяч рублей за тонну.

- Сегодня мы в неравных условиях. Предприниматель из Казахстана имеет право торговать российским зерном без уплаты российской таможенной пошлины, а российский предприниматель платит ее. Поэтому надо добиваться, чтобы наше зерно выходило на мировой рынок без уплаты таможенной пошлины. Она вводилась как временная мера в период пандемии для защиты внутреннего рынка и давно требует пересмотра, - подчеркивает Валерий Гачман.

Есть в этой ситуации и еще один неприятный для сибирских аграриев момент. Рынки Афганистана, Узбекистана, Киргизии и Ирана для их зерна недоступны, чем опять же пользуются южные соседи. Дело в том, что провозная плата (железнодорожный тариф, аренда вагонов и другие услуги) по территории Казахстана для россиян, как нерезидентов, в 2,5 раза выше, чем для резидентов. Казахстанский предприниматель, покупая российскую пшеницу, пересекает границу без уплаты таможенной пошлины, загружает ее в вагоны на территории своей страны и по 4,5 тысячи рублей за тонну довозит до Ташкента. Россияне же транспортируют по Казахстану до Ташкента муку или пшеницу по десять тысяч рублей за тонну.

Урожай зерна в России обещает быть не хуже, чем в прошлом году, но есть риски

Введение внутри Таможенного союза единой платы для резидентов и нерезидентов позволило бы россиянам выйти на крупнейший в мире рынок зерна и муки - Центральную Азию, где растут и численность населения, и доходы, и потребление продуктов, в том числе пшеничной муки. Данный рынок, например, для Алтайского края намного интереснее, чем китайский. Ведь Китай тоже самодостаточная по пшенице страна, а вот ограниченность аграрных земель в странах Центральной Азии позволит Алтайскому краю работать с ними долгосрочно.

Кстати

Еще одной острой темой Зимней зерновой конференции станет положение дел в отечественной мукомольной промышленности. Союз мукомольных и крупяных предприятий направил министру сельского хозяйства Оксане Лут письмо, в котором говорится о рисках банкротства из-за отсутствия льготных кредитов. В минсельхозе РФ утверждают, что льготное кредитование отрасли сохраняется.

Регионы Алтайский край