28.02.2025 15:31
Технологии

Операторы запустили "вечные" SIM-карты

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №45 (9584)
Сотовые операторы запускают новый тип услуг, позволяющих сохранять неиспользуемые номера сколь угодно долго. Условия разные, целеполагание общее. Эксперты отмечают, что нововведение стало возможно после того, как государство навело порядок с рынком SIM-карт. В то же время ценность его для операторов вызывает вопросы.
 / istock
/ istock
Читать на сайте RG.RU

МТС запустила услугу "Сохраняю номер", которая позволяет абоненту сохранять за собой номер телефона, независимо то того, насколько регулярно он им пользуется. Как пояснили "РГ" в компании, это актуально для абонентов, которые могут подолгу не пользоваться услугами связи, например, если они в продолжительной командировке за границей или SIM-карта нужна только для доступа к тем или иным сервисам. Услуга активируется на номере при отсутствии блокировки и сразу на полгода. Стоимость - 349 руб., плата списывается один раз в шесть месяцев. Услуга доступна для всех абонентов оператора - действующих и новых.

Сопоставимый сервис предложил оператор Т2 (бывший Tele2). У него услуга называется "Вечный номер". Как рассказали в Т2, опция будет бесплатной и доступной для новых абонентов и перешедших с помощью услуги смены оператора с сохранением номера (MNP, mobile number portability), то есть действующим абонентам оператора она недоступна.

В Мегафоне "РГ" сообщили о наличии у них услуги по добровольной блокировке номера. Она существует в двух форматах - при утере SIM-карты (7 дней бесплатно, затем 1 рубль в день) и добровольная блокировка (1 рубль в день). Как пояснили в пресс-службе "Мегафона", услуга подключается, если баланс выше суммы, при которой отключаются услуги связи, и работает только при положительном балансе. Если баланс станет отрицательным, блокировка перестанет действовать, а деньги за тариф и услуги начнут списываться. После пополнения баланса услуга продолжит работу.

В "Билайн" не смогли прокомментировать свои планы о подключении аналогичного сервиса, на сайте оператора ничего похожего найти не удалось.

Эксперты отмечают, что спрос на рынке на такую услугу присутствует. Достаточно часто можно услышать про ситуацию, когда утрачивается доступ к номеру, на который были привязаны "Госуслуги", банковские сервисы и многое другое. Очень часто подобные затруднения испытывают те, кто использует отдельный номер для регистрации аккаунтов в соцсетях, например каналов в Telegram. Еще одна категория - те, кто длительное время живет за границей и российским номером практически не пользуется, но хотел бы сохранить доступ к "Госуслугам" и банковским сервисам в России.

Роскомнадзор: 9,5 млн SIM-карт, принадлежащих иностранцам, были заблокированы

Очевидно и то, что возможность запуска такого сервиса появилась в тот момент, когда пул мобильных номеров оказался существенно расчищен регуляторами. Накануне "РГ" сообщала о статистике, предоставленной Роскомнадзором. Ведомство расторгло контракты с почти 15 млн номеров, личность абонентов которых, российских и иностранных граждан, не была подтверждена. Эти номера вернулись теперь в оборот. Так полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

"Это произошло, потому что появилось ограничение на 20 SIM-карт в одни руки (для граждан России, 10 SIM-карт - для иностранцев - прим. "РГ"). То есть операторы не опасаются, что будет некое злоупотребление. Теперь человек не сможет выбирать произвольное количество SIM-карт и сохранять под себя. Нет больше проблем с номерной емкостью", - пояснил эксперт.

Муртазин добавил, что сегодня вечное сохранение актуально, как никогда, "потому что к телефону привязаны все услуги, Госуслуги, регистрация, и номер потерять люди боятся".

На этом фоне собственно интерес операторов остается не до конца очевидным, говорит глава ИАА Telecom Daily Денис Кусков.

"Я смотрю, как это в Европе сделано. Там никто не мелочится. Не тратишь деньги - до свидания. Удобства для абонента это здорово. Но с другой стороны, операторы все время говорят, что бизнес - это бизнес. А тут бизнеса особо никакого нет. Деньги приносит лояльный абонент, который ежемесячно тратит. Возможность перейти к другому оператору с сохранением номера есть, не понравился твой оператор, переходишь к другому. С точки зрения пользователя, наверное, хорошо. Но я не вижу здесь в этом ничего интересного для оператора", - сообщил Кусков.

Связь