05.03.2025 06:00
Общество

Сколько лет нужно будет учиться в российских вузах

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №47 (9586)
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что в ближайшее время начнется общественное обсуждение проекта изменений в Федеральный закон "Об образовании в РФ" в части новой модели высшего образования. Речь о переходе от бакалавриата к специалитету. Все вузы должны перейти на новую модель уже в 2026 году.
Короткие программы обучения в вузах составят четыре года. Их планируется ввести для туризма и сферы гостеприимства. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

"По многим направлениям бакалавриат так и не стал самодостаточным образованием, которое понимают и признают работодатели, - отметил Фальков. - В бакалавриате не предусмотрена конкретная специализация, и в результате студентам приходится массово доучиваться в магистратуре".

Министр подчеркнул, что никакое технологическое лидерство невозможно, если система образования готовит тех, кто может лишь обслуживать завезенные технологии.

"Система образования должна отвечать приоритетам общества и государства, а не представлять собой слепое копирование чужого опыта", - добавил Валерий Фальков.

Он обозначил ключевые отличия новой модели высшего образования от существующей системы высшего образования.

Открывается международный салон образования

Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов. Например, это будет не просто "инженер", а квалифицированный "горный инженер", "учитель математики", "молекулярный биолог". Так, открывая диплом, работодатель сразу поймет, кто к нему пришел, с какой квалификацией.

Итак, как теперь будут учиться?

Для большинства ключевых специальностей - инженеров, врачей, учителей - срок обучения составит до 5 лет. Но будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. Для освоения особо сложных видов деятельности, например в фундаментальной инженерии, предусмотрены более длинные сроки.

Магистратура - для углубленных знаний. Этот уровень образования будет предназначен преимущественно для тех, у кого уже есть практический опыт работы по специальности.

Магистратура будет сосредоточена в вузах и различных научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

На промышленных предприятиях и в ведущих российских вузах будет создана производственная аспирантура. Пилотный проект запустят уже в 2025 году

Аспирантура - отдельный вид образования. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, аспирантура станет отдельным видом профобразования, нацеленным на подготовку ученых и исследователей. Главный критерий эффективности - успешная защита диссертации.

"Переход на новую систему - эволюционный процесс, связанный с совершенствованием системы. Среди принципов работы, которые будут заложены в новую модель, - усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность", - отмечал раннее Валерий Фальков.

Напомним, указ о запуске реформы высшего образования президент РФ Владимир Путин подписал в мае 2023 года. Тогда же был запущен пилотный проект для обкатки новых подходов. Участниками "пилота" стали шесть ведущих университетов - МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.

Рособрнадзор: Результаты ВПР будут учитывать при поступлении в вузы

В Горном университете на новые уровни перевели все направления сразу в первый год. В ТГУ запущены несколько экспериментальных программ по предметным областям: химия, программная инженерия, прикладная механика, техническая физика, баллистика, менеджмент и другие. Важно, что практически на всех программах есть партнеры, которые принимают участие в разработке программ и берут студентов на практику, а затем планируют брать на работу выпускников.

В МАИ трансформировали программы в соответствии с прогнозами развития индустрии и сделали особый акцент на практическую составляющую. В учебные планы добавлены модули для углубленного изучения цифровых компетенций, перспективных технологий, вовлечения студентов в проектную и профессиональную деятельность. В этом учебном году все образовательные программы МАИ перевели в новый формат, вуз работает в тесном контакте с работодателями - индустриальными партнерами университета. В топе у абитуриентов программы "Авиастроение", "Самолето- и вертолетостроение", "Информатика и вычислительная техника", "Информационная безопасность телекоммуникационных систем", "Прикладная математика и информатика", "Фундаментальная информатика и информационные технологии".

В Университете МИСИС открыли набор на образовательные программы базового высшего образования по направлениям: "Электроника и наноэлектроника", "Электроэнергетика и электротехника", "Технологические машины и оборудование", "Материаловедение и технологии материалов" и "Металлургия". А также на программы специализированного высшего образования - "Информатика и вычислительная техника", "Управление качеством", "Менеджмент" и "Бизнес-информатика". Ведется дополнительный прием на программы специализированного высшего образования по направлениям "Металлургия" и "Технологические машины и оборудование".

6 вузов участвуют в пилотном проекте по переходу на новые уровни высшего образования

Почему именно они? В вузе пояснили, что ориентируются на те направления подготовки бакалавриата, по которым в университете сложились уникальные научные школы, отражающие отраслевую принадлежность. Ведь МИСИС более 100 лет готовит для страны металлургов, материаловедов, специалистов в области тяжелого машиностроения, энергетиков. Также важны запросы партнеров-работодателей.

По инициативе минобрнауки и при поддержке крупных промышленных предприятий и ведущих вузов в России будет создана производственная аспирантура. "Пилот" планируется запустить уже в 2025 году.

С 2026 года платный прием в вузы должен пройти по новым правилам

Производственная аспирантура - это форма партнерства и кооперации университета с конкретной компанией, направленная на повышение эффективности исследовательской деятельности, с одной стороны, и на решение конкретных задач предприятия, с другой. Основные характеристики производственной аспирантуры: основная тема исследования - актуальная прикладная задача конкретного предприятия, участие работодателя в создании образовательной программы аспирантуры и учебном процессе, представители компании примут участие во вступительных испытаниях, в приеме экзаменов по профилю и войдут в диссертационный совет. У каждого аспиранта будет два научных руководителя: преподаватель из вуза и научный консультант от предприятия. Кроме того, компании будут обеспечивать дополнительные материальные стимулы для аспирантов и их научных руководителей.

Образование