Мост через приток Лены - реку Витим в Иркутской области начали возводить еще в советские годы, но в 1990-х работы заморозили. Установленные 40 лет назад опоры сегодня непригодны к эксплуатации, к тому же представляют опасность для судоходства и мешают сплаву леса, поэтому недострой решено было снести. Это непросто, ведь глубина реки у опор - 3-4 метра, течение быстрое, до дна Витим не промерзает - естественный слой льда даже в декабре достигает всего 40 сантиметров, поэтому выводить на него тяжеловесную гусеничную технику опасно.
За помощью в решении нетривиальной задачи подрядчик обратился к уральским ученым. Сотрудники УрФУ сначала проанализировали состояние льда и просчитали нагрузку на него с учетом массы техники и параметров замерзания воды. Затем рабочие проложили по льду зимник - искусственно наморозили дорогу шириной шесть метров, укрепив ее деревянными конструкциями, чтобы техника могла доставить на середину реки необходимое оборудование. После этого строители создали площадки, примыкающие к мостовым конструкциям: лед здесь тоже армировали брусом.
Затем начался основной этап работ - вымораживание. Подобная технология применяется в судоремонте, но для строителей она внове. Суть ее довольно проста: после того как на реке встал лед, верхний его слой периодически удаляется, вода под вырезанными фрагментами вновь промерзает, снимается следующий слой - и так до тех пор, пока не будет достигнуто дно. В результате вокруг каждой опоры образовалась толстая ледяная "шуба" от дна до поверхности. Затем рабочие послойно спиливали лед непосредственно у самих конструкций, и, когда они оголились, появилась возможность их демонтировать.
- Метод вымораживания эффективен только при крайне низких температурах - от минус 25 градусов. Здесь нам помогла природа, - пояснил директор Института строительства и архитектуры УрФУ Никита Фомин.
Вообще лед - уникальный материал, который, например, используют для перемещения тяжелых конструкций. По словам Фомина, подобную задачу студенты университета решают по дисциплине "разработка новых решений в строительстве": по условиям на одном из станкостроительных заводов в декабрьские морозы необходимо было переставить многотонную станину пресса. В качестве решения изобретатели предложили "ледяную" технологию: наморозили ледяные столбы, разместили на них, как на катках, тяжелую станину и перебросили ее в назначенное место. Затем "бревна" растопили.
Для демонтажа подводных конструкций метод вымораживания применен впервые. По мнению строителей, инновация позволит реализовывать в арктической и субарктической зонах и другие проекты - например, ее можно использовать для реконструкции речных пирсов.
Кстати
Строительство нового моста через Витим планируется начать уже в этом году. Ожидается, что оно займет три года, стоимость проекта оценивается в 12 миллиардов рублей.