Вот и за те десять с лишним лет, что Парижская опера держала "балет балетов" за занавесами своей самой гигантской сцены на площади Бастилии, ничего более роскошного здесь так и не случилось. Но стоило театру объявить о возвращении "Спящей красавицы", как французская пресса зашлась в восторгах, а зрители в одночасье раскупили все места на тридцать заявленных показов. Такого ажиотажа Париж не знал давно.
"Фигаро" называет балет "чудом", и сравнивает все усилия труппы над его возрождением с покорением Гималаев. В этом нет даже капли преувеличения. Нуреев, поставивший "Спящую красавицу" в Парижской опере еще в конце восьмидесятых годов прошлого века, превратил ее "в помпезную католическую службу", взяв от знаменитой версии Петипа, в которой сам десятилетия блистал в роли принца Дезире, лишь "захватывающее очарование балета и искрящее очарование музыки Петра Ильича Чайковского". Еще одна особенность нуриевской версии - он увеличил удельный вес мужского танца, то есть - вернул балет к истокам. На первом плане во французской "Спящей красавице", естественно, партия принца.
Впрочем, в нарушении баланса Нуреева никто не обвинял, наоборот, в балетном Париже вот уже три с лишним десятка лет есть золотое правило - если ты станцевала в "Спящей красавице", ты звезда.
Два часа сорок пять минут невероятных танцев, более шестидесяти танцоров - такие масштабы провоцировали и фантазию художников. Легендарный сценограф Эцио Фрижерио превратил пространство сказки в гимн барокко с зелеными колоннами и розовым мрамором, вокруг которых струятся гирлянды цветов. Французские критики обычно сравнивают роскошь декорацией с роскошью обстановки в знаменитой квартире Нуреева на Набережной Вальтера - там прекрасное на каждом шагу соревнуется с изящным - парча, золото, драгоценности, классицистские руины в ванной комнате, сплошь "залепленной" бирюзой. Но таков был внутренний мир принца русских балетов, и художники лишь пытались этому миру наследовать.
Слава богу, у нынешних продюсеров и директоров хватило ума - не портить декорации и костюмы своим вкусом. Не пострадала и оригинальная хореография - все так, как придумал мастер. Другое дело - что повторить ее новому поколению артистов Парижской оперы было ой как не просто. Но, как говорит директор балета национального театра Хосе Мартинес, не разбуди они "Спящую красавицу" сейчас, потом было бы уже слишком поздно.
"Поразмыслив, я пришел к выводу, что если мы будем ждать слишком долго, то не сможем возобновить его на тех условиях совершенства, к которым мы стремимся. - Говорит Мартинес. - Танцевать La Belle - это настоящее испытание. Это как бежать марафон с препятствиями".
Новое поколение артистов, уверяют в театре, "изучали балет с большим энтузиазмом". Однако, и здесь мы доверимся парижским театралам, все овации срывают только две звезды - Блюэнн Баттистони в роли принцессы Авроры и Гийом Диоп - принц Дезире. Когда времена изменятся, мы обязательно проверим - так ли это. А пока вспомним, что еще в нулевых годах нашего века - в партии Авроры здесь блистала прима Большого театра Светлана Захарова.