17.03.2025 18:16
Власть

Военный пенсионер Юрий Гуга рассказал, зачем вернулся в строй после начала СВО

Текст:  Алексей Колесников (зона специальной военной операции)
Российская газета - Федеральный выпуск: №62 (9601)
Много фейерверков повидал 55-летний капитан Юрий Гуга за свою жизнь. Но больше всего ему греет душу светопреставление, которое его экипаж устроил благодаря безупречной работе с закрытой огневой позиции. Снаряды угодили аккурат в склад с боеприпасами. Детонация в районе херсонской пристани гремела несколько часов, были уничтожены большое количество вооружений, военной техники и живой силы противника.
 / Алексей Колесников
/ Алексей Колесников
Читать на сайте RG.RU

А ведь ничего этого могло и не быть! Не решись однажды военный пенсионер Гуга оставить привычное дело и отправиться на фронт. Не мог оставаться дома, в то время когда сын воюет (в разведке на Купянском направлении, - Прим.ред.). Еще пообещал вернуться ребятам, которым в 2022 году помогал ремонтировать танки, будучи в командировке.

Действия российских танкистов в зоне проведения спецоперации

Юрий Иосифович, разве у рабочих танкоремонтных заводов нет брони?

Юрий Гуга: У нас на заводе специалистов достаточно, а вот в танковых воинских частях не хватает. Пришлось уволиться! Потом явился в военкомат, написал заявление, прошел медкомиссию. Через некоторое время мне позвонили и пригласили поступить на службу.

Словно окунулся в молодость! В 1987 году я служил срочную в танковых войсках, потом окончил танковую школу прапорщиков в Бердичеве Житомирской области (Украина), еще в Советском Союзе. Стал инструктором по вождению танков. Выдавая диплом, командир нам говорил, что во время войны мы будем командирами танковых взводов. Как в воду глядел!

Командование вас ценит за большой боевой опыт, который накапливался еще до специальной военной операции.

Юрий Гуга: Когда я служил в танковом батальоне мотострелковой бригады, это в поселке Каменка Ленинградской области, то был командирован на Северный Кавказ. Наш батальон в Чечне себя хорошо зарекомендовал, наемники называли нас "черное крыло" - мы четко, наверняка накрывали все, что двигалось. Однажды, помню, остался всего-навсего один бронебойный снаряд. А по батальону стал работать снайпер. Мы прикинули, где он наверняка может сидеть. Один выстрел - и проблема была решена…

Потом, в 2000-х, служил во Внутренних войсках, в Перми окончил курсы младших офицеров, получил распределение в архангельский отряд специального назначения, командовал группой постоянной боевой готовности, принимал участие в бесланских событиях, участвовал в розыске и уничтожении боевиков, пытавшихся уйти в сторону Грузии и Ингушетии.

Связист Бук рассказал, как зачищал зубами голые провода на переднем крае фронта

В запас вы уволились в 2008 году. Наверное, и представить себе не могли, что через пятнадцать лет снова придется встать в строй?

Юрий Гуга: Да, естественно, работал себе спокойно шестнадцать лет на танкоремонтном заводе, испытывал бронетехнику, все виды танков, начиная с Т-34 и заканчивая Т-80.

/ Алексей Колесников

Почему именно с Т-34?

Юрий Гуга: А в 2010 году колонна легендарной "тридцать четверки" участвовала в параде Победы на Красной площади, и вот мы готовили механиков Т-34 и ИС-100.

А на СВО на каких танках работаете?

Юрий Гуга: У нас прекрасный во всех отношениях Т-72Б3М. Считаю, один из лучших танков в мире. Надежный, неприхотливый, хорошо справляется с возложенными на него задачами. Двигатель в тысячу лошадиных сил, 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, в автомате заряжания 22 снаряда. Развивает скорость до 80 километров в час. Приспособлен для ночного вождения. Правда, у нашего механика-водителя, позывной "Джексон", как будто действительно "кошачьи глаза", он и без приборов может ехать, все видит хорошо.

Достоинство этой машины в том, что она проста в эксплуатации. Обучить работе на ней легче, чем на более современных моделях. У нас ведь воинская часть новая, практически все из запаса, подготовленных танкистов в батальоне было мало, большинство проходилось направлять в танковую школу, а после уже на месте делиться своими практическими знаниями и навыками.

/ Алексей Колесников

Почему вы работаете, в основном, с закрытых огневых позиций?

Юрий Гуга: Пришли к этому опытным путем исходя из задач. В начальный период на СВО, когда опыта не хватало, врагу удалось нас вычислить, прилетел "Хаймарс". Как потом выяснил, боевая часть у этой ракеты включает в себя 182 тысячи вольфрамовых шариков…

Бросился на выручку раненым, чуть погодя прилетел второй "Хаймарс"… В итоге долго лечился в госпитале от ранений, но восстановился, и вот снова в строю.

С тех пор мы многое пересмотрели в боевой работе танков. На нашем участке река Днепр, у противника большое количество БПЛА. Сохраняется угроза ракетной опасности. Это факторы, которые говорят в пользу работы с закрытых огневых позиций: выезжаем, к примеру, в пригород Алёшек, бьем по целям, при этом сами остаемся незамеченными. Тактика, которая себя оправдывает.

Комбриг "Морпех" раскрыл "РГ" секрет успешных операций "Ветеранов"

Расскажите о своих подчиненных. Откуда они?

Юрий Гуга: В лучшую сторону могу выделить командира взвода с позывным "Змей". Молодой парень подает пример своим сверстникам, как нужно относиться к своей Родине, к ее защите. Начинал он простым танкистом, освоил все специальности. Добросовестно, внимательно относится к приказам старшего начальника, проявляет разумную инициативу. Понимает важность возведения запасных и ложных позиций, ложных мест дислокации. Вместе с командиром танка с позывным "Спокойный", например, организовали скрытное для противника строительство. Для того чтобы понять, хорошо ли мы замаскировались, поднимали БПЛА и сверху смотрели, все ли сделали как должно. Благодаря командованию батальона, тому, что эта работа произведена на совесть, противник наносил огневое поражение с помощью высокоточных ракет по ложным позициям. Соответственно, реальное наше расположение в целости и сохранности, а личный состав - в постоянной боевой готовности.

/ Алексей Колесников

Вообще, ребята у меня в роте отовсюду: кто из ПВО, кто из саперов, кто из морской пехоты. Но каждый нашел себе дело по душе. "Джексон", например, служил пограничником, выучился на командира танка. Но нашел себя механиком-водителем, это ему ближе. Он на гражданке был водителем - и здесь управлять танком ему больше нравится, чем командовать.

Личный состав у меня сплоченный, грамотный, постоянно совершенствует боевую выучку.

За что вы награждены медалью "За отвагу"?

Юрий Гуга: Спасал вместе с боевыми товарищами раненых после прилета "Хаймарса", сам получил тяжелое ранение. Командование решило, что проявил свои лучшие командирские качества.

Боец ВС РФ Ака рассказал, как вместе с сослуживцем отбивал у ВСУ русские земли
Армия