20.03.2025 08:45
Экономика

Павел Петров: Регионам нужна федеральная помощь по северному завозу

Регионам нужна федеральная помощь по северному завозу
Текст:  Петров Павел (председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №61 (9600)
Из 2,5 миллиона тонн грузов северного завоза больше половины приходится на Якутию, и львиная доля доставляется по воде. Такие данные озвучил глава комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов на минувшем заседании круглого стола по вопросам развития Северного морского пути и Арктической зоны России. Он также подчеркнул, что руководство республики проводит колоссальную работу по северному завозу.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, пожалуй, все арктические территории России, включая Якутию, испытывают острую нехватку круглогодичных транспортных путей. В Республике Саха это особенно актуально для северных районов, снабжение которых полностью зависит от сезонных поставок топлива, продовольствия и других товаров. Ключевую роль в обеспечении Арктики играет Северный морской путь.

СМП в границах нашего региона имеет протяженность в 2,4 тысячи километров и является соединительным звеном и продолжением внутренних водных путей, в совокупности с которыми он образует единую арктическую транспортную систему.

Функциональное единство Севморпути и внутренних водных маршрутов является непреложным условием транспортного обеспечения Арктической зоны республики. Перевозка грузов по СМП в Якутии ежегодно начинается в третьей декаде июля с самого открытия водных путей на выход судов в море для доставки грузов по арктическим рекам Яна, Индигирка, Колыма, Анабар и завершается в середине октября.

В прошлом году Северным морским путем было доставлено 125 тысяч тонн грузов, что составляет всего десять процентов общего объема грузов, завезенных в арктические районы. Но при этом количество перевозок через СМП, хоть и понемногу, но ежегодно увеличивается.

В Приморье спрогнозировали увеличение мощностей портовой инфраструктуры

Такое перенаправление доставки социально значимых товаров положительно сказывается и на конечной их стоимости для потребителей, что отмечают северяне. Известно, что транспортные издержки формируют значительную часть затрат на производство и реализацию продукции.

Доступность и стоимость транспортных услуг относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения. Поэтому для Республики Саха данный вопрос носит не только экономический, но и социальный характер.

Здесь следует пояснить, что завоз необходимой продукции и товаров Северным морским путем отличается особо сложными условиями, связанными с осуществлением множественной перевалки грузов с речных и морских судов на суда типа "река - море", а также с погодными условиями. Еще одной из наиболее актуальных проблем для региона остается недостаточность оборотных средств у предприятий, осуществляющих северный завоз.

Назрела необходимость оказания федеральной государственной поддержки субъектам РФ для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения территорий северного завоза, сокращения сроков и стоимости доставки.

Для этого нужно рассмотреть возможность предоставления регионам субсидий из федерального бюджета на возмещение транспортных затрат, банковских процентов по кредитам, привлекаемым для северного завоза, а также инвестиционных грантов для модернизации инфраструктуры.

Кроме того, мы предлагаем разработать федеральную программу льготного кредитования на пополнение оборотных средств для предприятий, осуществляющих закуп и доставку грузов северного завоза, путем субсидирования банков для возмещения части процентной ставки из федерального бюджета. В качестве примера можно использовать действующие программы ДОМ.РФ и ВЭБ РФ, а также механизм "дальневосточной ипотеки".

Для осуществления северного завоза, в том числе по Севморпути, Якутии необходимо около 8,25 миллиарда рублей

Ежегодно из государственного бюджета Республики Саха предприятиям оказывается региональная поддержка в виде предоставления государственных гарантий, бюджетных кредитов и субсидий. Средства предоставляются с учетом ограниченных возможностей и дотационности бюджета Якутии.

Именно поэтому объемы государственной поддержки не покрывают реальную потребность по завозу грузов. Для осуществления северного завоза, в том числе по Севморпути, республике необходимо около 8,25 миллиарда рублей.

В настоящее время мерой федеральной господдержки, к сожалению, является только механизм предоставления бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации. Уверен, что предложения Якутии найдут отклик и в других регионах, для которых актуальна тема северного завоза.

Надеемся, что парламентский комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики доработает законопроект с учетом наших рекомендаций и предложений.

Павел Петров, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике

Транспорт ДФО Регионы