21.03.2025 00:00
Общество

115 лет назад Михаил Ефимов совершил в Одессе свой первый публичный полет

Текст:  Наталия Ячменникова
115 лет назад, 21 марта 1910 года, первый русский летчик Михаил Ефимов совершил в Одессе свой первый публичный полет. Сто тысяч человек наблюдали за взлетом с "аэродрома" - поля местного ипподрома. Эта дата считается первым авиационным полетом в России.
Летчик Михаил Ефимов. / Вячеслав Рунов/РИА Новости
Летчик Михаил Ефимов. / Вячеслав Рунов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В тот день Михаил Ефимов поднимал свой аэроплан "Фарман-IV" пять раз. Выполнил три круга на высоте 50 метров и два полета с пассажирами - банкирами бароном Иваном Ксидиасом и председателем одесского "Аэроклуба" Артуром Анатрой.

После приземления на Михаила Никифоровича надели лавровый венок с надписью: "Первому русскому авиатору". Его имя занесено в книгу "100 первых дипломированных летчиков мира на заре авиации", которая хранится в национальном авиационном музее Франции.

Именно Ефимову чуть раньше, 15 февраля 1910 года, аэроклуб Франции выдал диплом пилота-авиатора N31. Он стал первым авиатором России, получившим летные права. И, как пишут историки, всего 35-м в мире.

15 февраля 1910 года Михаил Ефимов первым из русских летчиков получил диплом об успешном окончании курса пилота-авиатора.  / Архив журнала "Родина"
15 февраля 1910 года Михаил Ефимов первым из русских летчиков получил диплом об успешном окончании курса пилота-авиатора. / Архив журнала "Родина"

Он был самым талантливым учеником знаменитого Анри Фармана. Как он попал к нему? Осенью 1909 года простой русский электрик Михаил Ефимов отправился во Францию - учиться летному делу. Поездку, как пишут в разных источниках, оплатил на кабальных условиях тот самый богатый одесский банкир Ксидиас, который рассчитывал впоследствии заработать немалые деньги на организации показательных выступлений авиатора.

В 2025 году на МКС доставят еще два скафандра "Орлан-МКС"

Во Франции Ефимов показал такие успехи, что его обучением начал заниматься лично Фарман. Чуть позже он, блестяще сдав испытания на звание пилота-авиатора, через несколько дней побил мировой рекорд продолжительности полета с пассажиром, установленный ранее самим Орвиллом Райтом.

Тот же Сергей Уточкин получил во французской авиашколе диплом чуть позже, став вторым дипломированным летчиком из Российской империи.

Писатель-летчик Станислав Грибанов в своей книге "Пилоты Его Величества" рассказывает: "Михаил Никифорович сразу же стал любимцем публики и кумиром мальчишек. Учащаяся молодежь не пропускала ни одного полета на Комендантском аэродроме. Школьники выстраивались за оградой поближе к тому месту, где механики устанавливали аппарат Ефимова перед стартом, и наблюдали за каждым движением авиатора. Мальчишки знали манеру летать полюбившегося пилота и могли отличить его аэроплан в воздухе. "Моим летным богом был Ефимов", - напишет впоследствии один из этих мальчишек, писатель Лев Успенский.

Ефимов на "Фармане". Авиационные состязания в Ницце, 1910 год. / Архив журнала "Родина"

Но так лихо летал Ефимов в одиночном полете. Зато с пассажирами, которых часто брал в полет, держался осторожно. Офицеры же, избравшие свой путь в авиацию, напрашивались в пассажиры к Ефимову и о полетах с ним отзывались восторженно".

Что касается договора с Ксидиасом, Ефимов сделал все, чтобы расторгнуть с ним контракт. Даже одолжил деньги у Фармана. В 1910 году он выиграл крупные соревнования в Ницце: призовых хватило и долг вернуть, и купить собственный самолет.

Летчики Попов и Ефимов во время полетов во Франции. / Архив журнала "Родина"

С 1910 года Ефимов работал инструктором в севастопольской авиашколе. Первый в истории осуществил крутые виражи, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем. В 1912 году изобрел устройство для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Через много лет - 21 мая 1988 года - за эти достижения в развитии авиации Международный планетный центр утвердил название "Ефимов" для малой планеты номер 2754. В официальном извещении сообщается, что название дано "в память русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), который в числе первых летчиков осуществил спирали и виражи".

60 лет назад космонавт Алексей Леонов первым в истории шагнул в открытый космос
Наука