27.03.2025 16:45
Культура

Автор строк "Не отрекаются любя" Вероника Тушнова родилась 110 лет назад

Текст:  Арсений Замостьянов
И судьба этой поэтессы, и ее стихи - всё как будто явилось прямиком из романтического века. Поэзия Тушновой и впрямь чем-то напоминает лучшие строки Евдокии Ростопчиной. Правда, у Тушновой сильных и незабываемых строк и стихотворений гораздо больше, чем у её далекой предшественницы. И писала она вовсе не в стиле ретро, а скорее на пару десятилетий предвосхищала язык поэзии и стереотипы разговорной речи.
Читать на сайте RG.RU

Она родилась 27 марта 1915 года (дата нового стиля) в Казани в семье профессора микробиологии Казанского университета Михаила Павловича Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы знаменитых Высших женских Бестужевских курсов. По крайней мере, так до недавнего времени значилось в многочисленных книгах и справочниках. Да и нынче значится. Это уж потом выяснилось, что родилась Вероника Михайловна на четыре года раньше.

О казанском детстве она написала так:

Мы жили на папиной скромной зарплате,

Что нашего счастья отнюдь не губило.

Я помню все мамины новые платья,

И я понимаю, как мало их было.

Я помню в рассохшемся старом буфете

Набор разношерстных тарелок и чашек,

Мне дороги вещи почтенные эти и жизнь,

Не терпящая барских замашек.

Горжусь я, что нас не пугали заботы,

Что жить не старались покою в угоду,

Что видный профессор шагал на работу

За три километра в любую погоду...

Вообще-то профессорская зарплата в те времена была не столь уж скромной. И собственный рассохшийся старый буфет в довоенные времена был дан далеко не всем будущим поэтам. Но - так уж написалось в ностальгической дымке. А детство было почти идиллическое. С книжками, с любимым котом, с замечательной школой, в которой изучали аж несколько иностранных языков и умели ценить литературный дар Вероники.

"Она была великой во всем": 135 лет назад родилась Анна Ахматова

По настоянию отца она поступила на медицинский факультет Казанского университета. Потом семья переехала в Ленинград, и там Вероника училась в аспирантуре на кафедре гистологии в институте экспериментальной медицины. Её мужем стал психиатр Юрий Розинский - человек научного склада ума, настоящий волшебник и демон. Ему посвящены ее первые зрелые стихи. Да и не только первые. Некоторые из них появились в печати.

Весной 1941 года она поступила в Литературный институт. Это были, возможно, лучшие времена этого учебного заведения. Наверное, именно тогда она, ставшая первокурсницей, вычеркнула из жизни четыре года… Но поучиться на Тверском бульваре ей так и не довелось.

Считается, что в поэта ее превратила война. С ее первых недель Тушнова стала врачом нейрохирургического госпиталя для раненых бойцов Красной Армии в родной Казани. Это была работа сверх человеческих сил - возможно, только стихи и помогли ей выжить. В 1944 году в "Новом мире" вышло её стихотворение "Хирург", посвященное вполне реальному героическому военврачу:

Своей тоски ничем не выдал он,

никто не знает, как случилось это, -

в какое утро был он извещен

о смерти сына под Одессой где-то...

Не в то ли утро, с ветром и пургой,

когда, немного бледный и усталый,

он паренька с раздробленной ногой

сынком назвал, совсем не по уставу.

Здесь есть сюжет, не драма, а трагедия. Стихотворение сильное, но для того времени характерное. Война была временем крепко настоянных стихотворений. Многие так начинали. Но уже существовала и другая Тушнова - ни на кого из современников не похожая.

Но в том же 1944 году она написала стихотворение, в котором нашла свой голос на много лет. Гораздо позже, уже после смерти Тушновой, в сокращении оно стало известнейшей песней Марка Минкова:

Не отрекаются, любя.

Ведь жизнь кончается не завтра.

Я перестану ждать тебя,

а ты придешь совсем внезапно.

А ты придешь, когда темно,

когда в стекло ударит вьюга,

когда припомнишь, как давно

не согревали мы друг друга.

И так захочешь теплоты,

не полюбившейся когда-то,

что переждать не сможешь ты

трех человек у автомата.

И будет, как назло, ползти

трамвай, метро, не знаю что там.

И вьюга заметет пути

на дальних подступах к воротам.

А в доме будет грусть и тишь,

хрип счетчика и шорох книжки,

когда ты в двери постучишь,

взбежав наверх без передышки.

За это можно всё отдать,

и до того я в это верю,

что трудно мне тебя не ждать,

весь день не отходя от двери.

Стихотворение совсем не в духе 1944 года. В нем - мирная городская жизнь. И в 1970-е эти стихи пели вовсе не как антиквариат. Написала она его после нескольких ночных дежурств подряд. Среди раненых, в госпитале. Любовь - непридуманная и потаенная - всегда оставалась в душе. И дело не в том, что в этих строках нет выспренности, нет конъюнктуры военного времени. Талантливые и свободные стихи в те годы сочиняли многие - независимо от тематики. И с военным оттенком, и без него. Но в этой нервной исповеди проглядывает мышление "современного человека". Человека второй половины ХХ века. А это действительно редкость. На которую, впрочем, не стоило бы обращать внимания, если бы стихи получились так себе.

Олеся Николаева: Богослужения и молитва открылись мне в своей красоте

Поэты всех поколений отмечали ее "ошеломляющую красоту". Каждое десятилетие она менялась, но даже по зернистым газетным фотографиям в нее всегда можно было влюбиться. И без этого - внешнего - образа воспринимать поэзию Тушновой, наверное, нельзя.

Ее первый сборник назывался броско и амбициозно - "Первая книга". Поэтессе было за тридцать. Закончилась война. Второго сборника пришлось ждать почти девять лет - быть может, потому, что она слишком глубоко ушла в "интимную лирику", которую в те годы не запрещали, но и не жаловали. "Здесь у вас волнует многое, но пошли вы, к сожалению, не широкою дорогою, не в центральном направлении", - таков был доброжелательный вердикт критика.

Она, как и многие в те годы, не избежала обращения к крупной форме. В 1952 году вышла её поэма "Дорога на Клухор". Сюжет, в котором и война, и шпионы, и отважная советская молодежь - все, как полагается. И дети, которых не пощадили озверевшие фашисты. И финальное обращение к собственной дочери:

Не плачь! Не надо! Плакать поздно.

Бороться надо за живых!

И всё-таки её уделом стали камерные стихи. Стихи для двоих и для всех. Она страстно писала о безрассудной любви - как Есенин, которого в те годы любили как никого другого из поэтов. Она тоже "загибать умела": "Ты мне чужой - не друг и не любимый, на краткий час мы жизнью сведены"... Но - без есенинского цинизма. Безусловно, Тушнова читала Цветаеву и многое у нее взяла, исключив усложненность. Голос у неё был свой, незаёмный. Она, пожалуй, никогда не была в большой моде, но десятилетиями оставалась для многих сокровенной, читаемой, декламируемой и переписываемой поэтессой. Кроме того, ей, конечно, подражали. Можно назвать несколько фамилий - в особенности песенных. Но лучше не называть, потому что настоящей продолжательницы не было. Той простой мелодии, которую нашла Тушнова, ни до нее, ни после в русской поэзии не было.

Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ.

"А где мне взять такую песню?" Век назад родилась поэтесса Маргарита Агашина
Литература