01.04.2025 11:51
Культура

Первый канал отмечает 30-летний юбилей

Текст:  Сусанна Альперина
Сегодня, 1 апреля, Первому каналу исполняется 30 лет. "РГ" предлагает своим читателям слова тех, кто имеет самое прямое отношение к юбилею.
Что? Где? Когда? / Первый канал
Читать на сайте RG.RU

Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала:

Когда появилось кино, стали хоронить театр. Когда появилось телевидение, стали хоронить кино. Когда появился интернет, стали хоронить телевидение. Но все это - разные способы взаимодействия между людьми, передачи смыслов, эмоций, информаций. Они дополняют друг друга, но не отменяют. Более того, если театр, кино и телевидение создает свой неповторимый контент, то интернет в основном транслирует чужой. Так что похоронным командам просьба не беспокоиться. Как не исчезли кино и театр, так в ближайшие десятилетия не исчезнет и телевидение. Потому что телевидение - это не сигнал с Останкинской башни. Телевидение - это контентная команда, люди, которые в состоянии каждый день делать контент определенного качества. Ну, а уровень качества этого контента и сообщает о том, на каком канале работает эта команда.

Первому каналу исполняется 30 лет

Сергей Титинков, директор кинопоказа Первого канала:

Идей на конкретный момент времени всегда больше, чем возможностей их воплотить. Каждый проект - это частичка тебя, что-то близкое и важное, но приходится выбирать, что именно требуется здесь и сейчас. Для нас огромная ценность - актеры, без которых невозможно представить наши знаковые проекты. Это и Константин Хабенский, и Сергей Безруков, и Юлия Пересильд, и Светлана Иванова, и Екатерина Климова и многие-многие другие. У нас не просто сотрудничество, а взаимные чувства и общий культурный код, который, кстати, мы создаем вместе.

Работая с аудиторией, важно всегда чувствовать пульс времени, улавливать настроения общества. Конечно, дело не обходится без доли продюсерского расчета, который помогает понять, что именно резонирует со зрителем. Но главное - это оставаться искренним и не терять связи с реальностью. Только так может родиться история, которая станет частью не только эфира, но и жизни.

Анатолий Максимов, продюсер фильмов и сериалов (возглавлял Дирекцию кинопроизводства с 1995 по 2006):

В начале канала не было, технически говоря, ничего. Ни сериалов, ни фильмов. 1995 год - геометрический центр того периода, который сейчас называют "девяностыми".

Покупать чужое в моменте всегда дешевле, чем производить свое. Кинопроизводство, на мой взгляд, замечательный индикатор социальной организации общества. Качество и количество производимых проектов - показатель того, насколько общество стабилизировалась, насколько оно способно "проговаривать" себя.

Самые известные программы Первого канала

Снимать сериалы первое время было нашей мучительной мечтой, как в детстве велосипед, который все никак не подарят на день рождения. Это случилось в самом конце девяностых, когда дела в стране стали понемногу устраиваться. Потом сериалы почти незаметно переросли в кинофильмы, как "Ночной и Дневной Дозоры", которые начинали снимать как четырехсерийник для телеэкрана.

Мое уважение к тем, кто работает на Первом, вызывает их готовность каждый раз начинать с чистого листа. Не повторять существующие ходы, даже свои собственные, давшиеся немалым трудом. Оставаться в поиске. Работать "не по обкатанной технологии" всегда страшно - и для бюджета, и для команды. Но, по-моему, это кредо Канала - быть первыми в поиске.

Юрий Аксюта, главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала:

В программе "Голос. Дети" я поначалу побаивался детей, а пуще того - их родителей. Всем известно, что мама и папа творческого ребенка могут вести себя порой совершенно неадекватно, буквально как сумасшедшие. Я сам родитель и могу это понять. Но… бывает сложно. Особенно тяжело, когда ты видишь, как ребенок иной раз изнемогает под родительским прессом: "Ты обязательно должен сделать то, обязательно должен попасть в шоу, обязательно то, обязательно се…" А ведь чего я категорически не хочу видеть в кадре? Я не хочу видеть маленького взрослого. Я потому и детское "Евровидение" не люблю. Там фальшь начинается с самого начала, когда говорят, что в конкурсе участвуют дети, которые сами написали себе песни. Ну, как песни! В шесть-семь лет! Ребенок, на которого давят, перестает быть ребенком. Это ужасно. Вот говорят, что в кино нельзя переиграть только детей и животных. Они искренние, непосредственные и органичны в этом, так как это их естественное состояние.

Впрочем, со временем у нас все наладилось. Родители поняли, что они все равно никак не могут ни на что повлиять в "Голосе" и прониклись полным к нам доверием. И никаких вопросов у них не возникает, потому что они видят, как мы относимся к маленьким конкурсантам. Мы бережем их, бережем детскую психику, не просим от них ничего такого, что противоречило бы их природе. Ни на самом шоу, ни на репетициях. Увидев это, родители успокоились.

Первому каналу исполнилось тридцать лет
ТВ и сериалы