01.04.2025 18:37
Происшествия

Что ждет знаменитые петербургские "Кресты" после их продажи?

Текст:  Елена Яковлева Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №72 (9611)
В Санкт-Петербурге проданы на аукционе знаменитые "Кресты". Такая же достопримечательность города, как Зимний дворец, Биржа, Петропавловская крепость, "Аврора", Кресты были куплены частной девелоперской компанией. Место, где они стояли, и здания, в которых находился уже вывезенный в Колпино СИЗО, теперь нуждаются в переделке. "РГ" первой написала об идее продажи "Крестов". Теперь наши журналисты выясняли, что важно в "Крестах" сберечь, а что нужно переделать.
После продажи "Кресты" на замке. Новые хозяева пока проводят историко-культурную экспертизу / Аркадий Колыбалов
Читать на сайте RG.RU

Что было в "Крестах" в последнее время?

Если зайти в "Кресты" со стороны улицы Комсомола, через толстые металлические ворота в глухой (более трех метров высотой) стене, то сразу за воротами увидишь молодые деревца, которыми зарастают и специальная яма для досмотра автомобилей-автозаков, и помещение для содержания собак. Тюремный комплекс уже восемь лет стоит пустым. И как памятник архитектуры стремительно ветшает, как и всякий дом без хозяина. Гулкие пустые коридоры, камеры с незапертыми больше дверями. Видны надписи заключенных на стенах и забытые ими книги из тюремной библиотеки - растрепанные "Бесы" Достоевского.

Храм Святого князя Александра Невского, исключенный из торгов, отдельно передают Русской православной церкви.

А еще здесь общежитие, жилой дом, баня, два прогулочных двора, постройки советского периода - и весь этот комплекс давно требует хозяйских рук и просится на реновацию.

Кому достались "Кресты"?

В пресс-службе купившей "Кресты" компании ГК КВС отвечают, что там решили ничего не комментировать.

- Сначала пройдет тщательная историко-культурная экспертиза, - уверяет нас по телефону в пресс-службе. - Будет обмерян и обследован буквально каждый сантиметр площади. И только потом можно будет о чем-то говорить...

Пустующая тюрьма "Кресты" перед продажей на торгах

Молчание вызывает отчасти ярость от слишком распространившейся практики молчать в ответ на вопросы журналистов, но отчасти и понимание: ну вот хозяин объявит, что намерен сделать гостиницу, а экспертиза покажет, что это невозможно. Лучше правда дождаться ее окончания.

- В свое время "Кресты" были лучшей тюрьмой Европы, - напоминает экс-глава комитета по охране памятников Санкт-Петербурга (сегодня замдиректора Эрмитажа по строительству и архитектурной реставрации) Сергей Макаров. - Архитектор Томишко строил ее, ориентируясь на гуманистические установки: одиночные камеры по восемь квадратных метров - это был прогресс! Ну а если посмотреть на комплекс сверху, то видно, что все в нем сделано с большим умом и умением.

Из легендарных "Крестов" вывезли самое ценное

Увы, без тюрьмы не обходится ни один город и ни один век.

И тюрьма всегда остается сгустком коллективной исторической памяти. И эта покинутая, с караульнями, зарастающими деревцами - тоже.

- В этом комплексе не может не отражаться его история, - считает Сергей Макаров. - От истории гуманистических устремлений архитектора и устроителей тюрем того времени до абсолютно чудовищной истории сталинских времен.

Что символизируют "Кресты"?

В комплекс "Крестов" входит и знаменитый административный корпус на Арсенальной набережной, где принимали передачи и организовывали свидания, где родные виделись с заключенными, если повезет. Именно о нем писала Анна Ахматова в "Реквиеме": "Где стояла я триста часов / и где для меня не открыли засов". Город "Кресты" изнутри никто не видел. Но очередь к "Крестам" видели все.

"Кресты" - это прежде всего памятник ставшему уже отдельным понятием "37-му году" как знаку преступно далеко зашедшего террора и репрессий государства против множества людей, чья вина надумана и инспирирована. Страдания этих людей не могут потерять для нас своего смысла, значимости и страшности.

Анна Ахматова писала в "Реквиеме" о "Крестах": "Где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Очередь к "Крестам" превратила их в памятник 37-му году - преступно далеко зашедшему террору и репрессиям

Поэтому в преображенных "Крестах" нужен музей. Там уже есть маленький, УФСИН делало, но нужен большой...

И прежде всего в "Крестах" нужно сохранить, как главный, пласт истории с конца 20-х до 50-х годов XX века.

Рассказывать о судьбах сидевших здесь Льва Гумилева, Константина Рокоссовского, Николая Заболоцкого.

В кадр первого взгляда Иосифа Бродского, впервые вышедшего в Венеции на набережную Неисцелимых, попал кусочек воды и суши, похожий на ленинградский. И в нем было здание, напоминавшее "Кресты". Бродский тоже сидел в "Крестах".

Следственный изолятор "Кресты"

- Я недавно читал воспоминания Заболоцкого, - рассказывает Сергей Макаров. - И понял, что происходившее с такими, как он, людьми в "Крестах" надо показывать как раз через силу человеческого духа.

Конечно, там сидели и уголовники. И Мишка Япончик. И такие маньяки, на фоне которых Мишка покажется милым человеком.

А арестованные по 58-й статье в 1937-м чаще шли через "Большой дом" (управление НКВД), чем через "Кресты", уточняют знатоки.

Но то, что запечатлел Ахматовский реквием, все равно задает нам этику отношения к этому месту.

Какую память надо хранить о трагедии?

Стало быть, преобразование "Крестов" требует этических границ.

- Да, этические границы нужны, - считает философ памяти и музейного дела в стране, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Но надо отдавать себе отчет, что их нелегко выставить. А музеи, посвященные мученикам, имеют свойство превращаться в музеи палачей.

Гостиница, рестораны и музей появятся в зданиях "Крестов" в Санкт-Петербурге

И вспоминает, как в детстве бегал с друзьями играть в Петропавловскую крепость, тоже в прошлом тюрьму. И интерес у детей вызывали не сидевшие в казематах революционеры, а жандармы: как они подслушивали? Из чего стреляли?

И общее любопытство в чем-то сродни детскому. Есть опасность, что все рекорды интереса побьет Мишка Япончик.

- У нас уже был опыт в Перми-36, - вспоминает Михаил Пиотровский. - Выяснилось, что заключенным мемориал посвящать не стоит, там сидели совсем небезобидные украинские националисты. И что же - посвящать этот ГУЛАГ- объект достижениям технического прогресса в тюремном деле?

Но почему на преобразованной территории "Крестов" не создать какие-то зоны серьезного разговора об истории?

- И с этим тоже не так просто, - считает Михаил Пиотровский. - Все, что с нами произошло в XX веке, по-прежнему находится в зоне спора, дискуссии. В музее Гражданской войны в Омске, который в народе называют "музеем Колчака", по очереди ведут экскурсии для тех, кто за "белых", и тех, кто за "красных". Я слушал ту и другую, очень интересно. И что, нам это повторить в "Крестах"?

Опасения обоснованные. За три дня работы мы услышали две версии пребывания в "Крестах" Константина Рокоссовского. В первой он вышел из СИЗО чуть ли не другом тех, кто его допрашивал, и, не купив с ходу билет в Москву, по-свойски вернулся туда переночевать. По второй он с перебитыми молотком на допросах пальцами ног был выпущен, ночевать ему было негде, охранник приютил его, но за ночь ночевки на него чуть не состряпали новое дело: подожди, всплыли новые факты... Обе версии, наверное, легендированы, но в сколь разном направлении!

/ Екатерина Ветохина/ТАСС

Что делать, чтобы память в "Крестах" не превратилась в эдакое "ураГулагу"?

Держаться серьезной, ответственной и глубокой дискуссии? Но все равно остается очень много ненайденных ответов.

- В нашей эрмитажной церкви настоятель составил синодик для поминания всех, кто работал в музее и городе, - рассказывает Михаил Пиотровский. - Туда попали Каменев, Зиновьев... Люди стали отказываться читать их имена. Батюшка настоял: в церкви важен опыт прощения.

А как быть с мартирологом пострадавших в "Крестах", где вчерашние палачи немного погодя становились жертвами?

Связанная с "Крестами" память очень нелегкая. Но ее все равно нельзя терять.

P.S.

В "Крестах" живут более 50 кошек.

Пока все примеривают "Крестам" новую судьбу, в них остаются необычные обитатели - кошки.

- Их там много, больше 50, - рассказывает Сергей Макаров, известный в городе еще и как устроитель частного кошачьего приюта. - Насколько я знаю, там есть человек, который их кормит. Поскольку Петербург - город кошачий, уверен, что и новый собственник отнесется к кошкам ответственно.

За и против

Что можно сделать в "Крестах"? Взгляд двух архитекторов

Комплекс "Крестов" очень большой, из него точно не стоит делать только музей, только отель или только коворкинг (коллективный офис, городское общественное пространство, объединяющее людей для общения и творческого взаимодействия - прим. ред.) всего скорее, там будет многофункциональный центр.

Мы пригласили к разговору о возможной переделке тюрьмы двух известных петербургских архитекторов - Никиту Явейна и Михаила Мамошина.

Михаил Мамошин, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская Мамошина", заслуженный архитектор РФ:

- Опыт переделки тюрем в гостиницы и бизнес-центры есть не только в мире, но и в России. Вон на месте "пересылки" на берегу Невы музей кофе и... ничего. Еще один хороший петербургский пример - Петропавловская крепость. Мы уже давно приводим туда детей и внуков и только вскользь упоминаем, что это тюрьма.

А с "Крестами" все непривычно, потому что они всегда были для нас трагическим, сакральным местом.

Но и по поводу "Крестов" я настроен оптимистично. Слева и справа от них уже идут процессы реконструкции бывших промышленных территорий, пройдут они и в "Крестах".

На мой архитектурный взгляд, самая главная проблема "Крестов" - очень узкие камеры. При создании отелей и бизнес-центров их придется объединять. И многое зависит от того, как комитет по охране памятников определит предметы охраны. Но это тоже не догма, их можно подвергнуть ревизии.

У легендарной тюрьмы "Кресты" появился новый владелец

Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро "Студия 44", лауреат Государственной премии, народный архитектор РФ:

- Опыт переделки тюрем во что-то милое и радующее граждан в мире есть, но остается достаточно редким.

Переделать тюрьму в гостиницу, в принципе, возможно, но...

Номер в камере семь квадратных метров - это вряд ли реально. Значит, надо объединять как минимум три камеры. Толщина межкамерных стен около 510 см. Разбить такую стенку из клинкерного кирпича - одних алмазов уйдет немерено. А разбить надо около 300 стен... В общем, это не тюрьма для Монте-Кристо.

Меня в "Крестах" больше всего пугают окна - маленькие и на высоте 150-160 см - выше глаз.

И я лично думаю, что камеры годятся скорее под специфичные офисы типа коворкинга. Для работы шесть-семь квадратных метров - это нормально. Ну и общественное пространство, Атриум, открытые лестницы. Раньше это все было открыто для того, чтобы простреливалось, ну пусть теперь будет открыто для другого...

Хороший вариант для "Крестов" и какой-нибудь айтишный университет. Сейчас же по программе кампусов строятся полукоммерческие общежития с длительным сроком окупаемости. Для общежития комната шесть квадратных метров - это тоже нормально.

Столовая-кухня, госпиталь, клубные зоны, зоны конференций.

Если за дело взялся предприниматель, наверное, во главу угла будет поставлена коммерческая рентабельность. Может, у него уже есть на примете пользователь или из бюджета ему оплатят какие-то расходы. Потому что, в общем, это довольно рисковое предприятие. Вложить надо немало, а получится или не получится - до конца не просчитаешь...

У КВС небольшой опыт приспособления зданий. Но может быть, они поднимут этот все-таки очень трудный объект и получат за это какие-то другие преференции.

Я сам лично водил в "Кресты" двух или трех московских девелоперов и таких "не маленьких" ребят. Они посмотрели и сказали: если отдадите за ноль рублей ноль копеек, мы подумаем. А за деньги - нет.

Справка "РГ"

"Кресты", строившиеся как одиночная тюрьма, были открыты в 1893 году.

Название тюрьме дала архитектура. Лучи креста сходятся в центральной башне, каждый из них можно перекрыть в случае бунта или попытки побега. Относительно удачной была только одна - в 1922 году бежал знаменитый бандит Ленька Пантелеев. В 1991 году Сергей Мадуев (Червонец) пытался бежать при помощи пистолета, переданного ему следователем Натальей Воронцовой (эта история легла в основу фильма "Тюремный романс" с Александром Абдуловым и Мариной Нееловой). В 1992-м, захватив заложников из числа сотрудников СИЗО, пытались бежать семь человек, трое из которых были ликвидированы при штурме, а организаторы приговорены к расстрелу, замененному на пожизненное заключение.

А как у них?

Люкс за решеткой

За рубежом нередки случаи, когда тюрьмы обретают вторую жизнь в форме отелей, что отчасти объясняется подходящей планировкой пенитенциарных учреждений.

Готовы ли регионы переносить тюрьмы из центров городов?

Показательный пример - финский отель Katajanokka в центре Хельсинки. Экс-тюрьма, как и ее питерский "собрат", имеет крестообразный внешний вид. Среди узников тюрьмы в Хельсинки были осужденные за связи с нацистами в годы Второй мировой войны.

К концу прошлого века власти Хельсинки посчитали, что тюрьма переполнена и сильно устарела: в камерах, рассчитанных на восемь человек, скапливалось до 30 заключенных. В 2002 году ее эксплуатация окончательно прекратилась, а через три года учреждение обрело нового хозяина - им стала компания Hotelli Katajanokka Oy, финские власти доверили ей реконструкцию зданий и их превращение в респектабельный отель. С важным условием - новый собственник был обязан сохранить исторически значимые места объекта, в частности - церковь, лестницы и внешность здания. На выходе 167 тюремных камер превратились в 106 отельных номеров. Ресторан "Тюремный двор" стал аутентичным напоминанием о тюремных трапезах (с алюминиевой посудой, как у заключенных), небольшой музей рассказывает о тюремном прошлом комплекса. В настоящий момент отель - часть известной сети Marriott Hotels&Resorts.

В Британии реинкарнацию пережила Бодминская тюрьма в графстве Корнуолл. Вплоть до начала прошлого столетия в тюрьме применялось несколько десятков видов пыток и проводились публичные казни. А сейчас в этих зданиях отель, предлагающий гостям на выбор семейный, классический и губернаторский (люкс) номера. Есть собственный ресторан. Прошлое заведения прославило его в Британии как место паранормальных явлений, но постояльцев это не пугает.

Фешенебельным отелем стала и австралийская тюрьма Пентридж для самых опасных убийц. За время ее функционирования более сотни узников были казнены. Власти Мельбурна решили не сносить историческое здание в виде форта. В реконструкцию комплекса вложили около миллиарда долларов, превратив его в отель с музеем. В бывшей тюрьме разместили также рестораны, художественную галерею, кинотеатр и подземный бассейн.

В Нидерландах в 2013 году открылся отель с говорящим названием "Арест", владельцы которого шутят, что он принимает постояльцев с 1863 года, когда на этом месте была открыта тюрьма. В нем имеются апартаменты, названия которых отсылают к уголовно-исполнительной системе ("судья", "надзиратель", "адвокат"). Решетки на окнах и фасад здания оставили неизменными ради напоминания о тюремном прошлом.

Подготовил Владислав Шабловский

Тюрьмы Инфраструктура