03.04.2025 04:00
Экономика

Как возвращение иностранных компаний может повлиять на экономику ДФО

Текст:  Елена Тумилевич (доцент Высшей экономической школы Тихоокеанского государственного университета, к.э.н.)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №74 (9613)
Иностранные компании, ушедшие из России, собираются возвращаться на рынок РФ. Однако за время их отсутствия многие освободившиеся ниши успели занять отечественные игроки. Регионы, в том числе дальневосточные, стали активно развивать свое производство.
Читать на сайте RG.RU

Хабаровский край сегодня уверенно реализует собственный экономический потенциал. Санкции стали вызовом, но субъект смог перестроиться: появились местные бренды, активно развивается малый и средний бизнес. Проект "Сделано в Хабаровском крае" позволил компаниям занять свое место более чем в 90 торговых точках, в том числе и в крупных торговых сетях. Это не просто импортозамещение - это создание устойчивой, самодостаточной экономики.

Вместе с тем говорить о неуместности возвращения западных компаний нельзя. Неотъемлемое условие - процесс должен сопровождаться вложениями в региональную экономику с их стороны: инвестициями в реальный сектор, обменом технологиями и партнерством с местными производителями, созданием рабочих мест по современным стандартам и интеграцией передовых управленческих практик.

Поздняков: Санкции на вход зарубежных компаний усилят переговорную позицию

Однако присутствуют и серьезные риски, к оценке которых при реализации экономической политики необходимо подойти взвешенно. Основная угроза - вытеснение местного бизнеса.

История экономического развития показывает: разрозненные малые предприятия неизбежно проигрывают крупным корпорациям. Но объединенные технологические цепочки (от сырья до дистрибуции) создают критическую массу для устойчивости.

У хабаровских предпринимателей есть три неотъемлемых конкурентных преимущества, на которые можно и нужно опираться. География - знание местных предпочтений (например, особые вкусы дальневосточников), гибкость, то есть возможность быстрой кастомизации продукции, и доверие - эмоциональная связь с потребителями. И этими привилегиями необходимо пользоваться.

Критически важно, чтобы иностранные предприятия ответственно подходили к развитию территории, на которой работают. Для этого региональные власти должны контролировать реализацию технологического трансфера, качество подготовки кадров и соблюдение экологических норм. Но самое главное для успешного сосуществования - партнерство крупных брендов и местных производителей.

Нужно создать такие условия, чтобы зарубежные компании работали на развитие региона, а не только на получение прибыли.

В эпоху санкций важно создавать собственные R&D центры (центры исследований и разработок) для проведения масштабных независимых научных изысканий и реализации совместных проектов с высшими учебными заведениями. Тихоокеанский государственный университет в рамках программы развития ставит своей целью создание подобных подразделений - есть инициатива, компетенции и наработки. С предприятиями Хабаровского края университет готов обсуждать проекты по биотехнологиям, материаловедению, машиностроению, IT, разрабатывать бизнес-планы и проводить всестороннее экономическое обсуждение инициатив. В университете работает центр трансфера технологий, главной задачей которого является перевод научных исследований в технологии, а проблем потенциального заказчика - в конкретную задачу для исследований.

Еще один важный момент. Сейчас многие убеждены, что в случае возвращения крупных брендов на российский рынок цены на продукцию снизятся из-за роста конкуренции. Однако не все так просто.

Малый бизнес Самарской области налаживает партнерство с промышленными гигантами

История знает примеры, когда крупные корпорации специально занижали цены, разоряя местных конкурентов. После этого стоимость товаров не только возвращалась к прежнему уровню, но и серьезно росла. Например, в 1990-е годы иностранные сети скупали российские молокозаводы, обещая "европейское качество". Через пять-семь лет цены на молоко выросли в три-четыре раза.

Сегодня вернуться в Россию тем же MacDonald`s или Zara не получится - действуют санкции. Поэтому возможны три сценария. Первый - серый реэкспорт, когда товары повезут через Китай или Турцию с наценкой 30-50 процентов. Второй - франшизы без поддержки. В таком случае местные предприниматели купят право использовать бренд, но без доступа к глобальным поставщикам, а значит, цены все равно останутся высокими. И третий - гибридные проекты, например, "Вкусно - и точка". Формально это российская сеть, но в ней сохраняется часть прежних технологий.

Наиболее реалистичный вариант - цены с возвращением корпораций сначала немного снизятся, однако через пару лет снова начнут расти из-за логистических издержек и отсутствия реальной конкуренции.

Ждать, что иностранцы спасут рынок от высоких цен, - наивно.

Гораздо важнее развивать местные производства. При должной организации проект "Сделано в Хабаровском крае" скорее позволит повлиять на снижение темпов роста цен, чем возвращение зарубежных компаний.

Вместо пассивного ожидания иностранцев региону нужно заключать альянсы с дружественными азиатскими производителями на равных условиях. Кроме того, необходимо развивать антихрупкие бизнес-модели. Например, модульное производство. Наконец, важно обращаться к инструментам цифрового маркетинга для прямых продаж.

Властям также необходимо не забывать и о поддержке местных производителей. Можно ввести дифференцированные налоговые льготы и создать систему гарантированного сбыта через механизмы госзаказа и квотирования доли региональной продукции в торговых сетях. Как идея - запуск целевого финансирования кооперационных цепочек "наука - производство". Это позволит внедрить инновационные разработки в реальный сектор. Важно также установить жесткие барьеры против рейдерских поглощений местных предприятий, развивать систему производственной логистики, снижая себестоимость дальневосточной продукции.

Бизнес ДФО