15.04.2025 08:39
Экономика

Продажи алкоголя в первом квартале упали на 14,7%

Продажи спиртного упали почти на 15 процентов
Текст:  Татьяна Карабут
Российская газета - Федеральный выпуск: №84 (9623)
Розничные продажи алкоголя (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в России в первом квартале 2025 года упали на 14,7%, до 47,88 млн декалитров (дал), следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Причина - в повышении акцизов и пошлин (и, следовательно, в подорожании напитков), считают эксперты.
/ Мария Девахина/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Самое резкое падение произошло в слабоалкогольных напитках - в 9,3 раза, до 490,8 тыс. дал. Реализация крепких спиртных напитков (свыше 9%) снизилась на 4,4%, до 27,75 млн дал. Продажи водки снизились на 7,2%, до 17,05 млн дал, коньяка - на 12,6%, до 3,1 млн дал. Впервые за несколько лет наблюдается падение и в винодельческой продукции: тихие вина просели на 2%, до 12,98 млн дал, игристые вина - на 4,9%, до 5,1 млн дал, ликерные вина - на 8,8%, до 266,7 тыс. дал.

"Все логично. Импорт падает, потому что подорожал. И падает он быстрее, чем мы можем заместить этот объем, и в тех категориях, где нам сложнее его заместить - в белых и игристых винах. То есть это отсроченный во времени эффект пошлин и акцизов. К тому же на полках сейчас стоит то, что покупалось при высоком курсе доллара конца 2024 года", - поясняет вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель WineRetail Александр Ставцев.

На вина из недружественных стран в РФ действует пошлина в 25%. Акцизы были повышены на большинство алкоголя. Например, на тихие вина - с 34 руб. до 108 руб. за литр в 2024 году и до 112 руб. в 2025 году; на игристые вина - с 45 руб. до 141 руб. в 2024 году и до 147 руб. за литр в 2025 году. Акцизы уплачивают и российские виноделы, но они могут получить по ним налоговый вычет.

Совет ЕЭК отложил техрегламент о безопасности алкоголя до 1 января 2026 года

Подорожание, безусловно, повлияло на снижение потребления. Но также падение продаж объясняется переходом на альтернативные напитки, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Так, из 7,2% снижения продаж водки 1% связан с переходом на настойки, 2% - со снижением потребления, а 4% - с поиском альтернативы (в виде самогона, боярышника и т.п.), предполагает он.

"Далеко не все переключения с импорта идут на российское вино. Покупатель уходит в ликеро-водочные изделия, пиво и сидры", - отмечает Ставцев. Сказались также и ограничения продаж, установленные в отдельных регионах, считает он.

На этом фоне в выгоде оказались российские виноделы (в 2024 году было продано около 0,5 млрд литров - это рекорд за последние 15 лет), пивовары (рост производства составил 4,3% в первом квартале 2025 года), а также производители ароматизированной и газированной пивной браги, считает Ставцев.

Товары и цены