16.04.2025 18:26
Власть

Работу маркетплейсов отрегулируют ради создания "доверенной среды" для россиян

Государство отрегулирует работу маркетплейсов ради создания "доверенной среды" для россиян
Текст:  Анастасия Каленицкая Олег Капранов Сергей Болотов
Российская газета - Федеральный выпуск: №86 (9625)
Государство отрегулирует платформенную экономику, в том числе работу маркетплейсов, которые стали играть важную роль в жизни россиян. Как создать в отрасли "доверенную среду", но при этом соблюсти интересы всех участников рынка и не затормозить развитие технологий, вице-премьер - глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко обсудил с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной и экспертами на конференции Data Fusion.
Необходимость регулирования платформ сталкивается со значимостью этой отрасли для экономики. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

В феврале 2025 года Минэкономразвития внесло законопроект "О платформенной экономике" в правительство. Сейчас документ находится на финальной стадии разработки. По словам Григоренко, в законопроект было внесено более 200 предложений и поправок.

Минцифры подготовило правила обезличивания персональных данных

Чиновник отметил, что россияне уже живут в платформенной экономике, хотят они этого или нет. Платформы меняют все вокруг, в том числе и государство, задают тренд на получение товаров и услуг. При этом правила, по которым работают платформы, уже существуют. Задача государства - сделать эти правила едиными, понятными и прозрачными.

"Наивно полагать, что если государство не установит правила, то рынок будет работать без них. Правила будут. Здесь вопрос в том, кто устанавливает правила, государство или кто-то другой", - отметил Григоренко. Любая технология, по его словам, рождается вне регулирования. Задача государства - появиться с регулированием в нужное время. "Появишься раньше - остановишь развитие, появишься позже - будет неактуально", - добавил он.

Эксперты отмечают, что сегодня платформы уничтожили посредников. Люди не хотят задумываться о составляющих процесса или о том, кто стоит за получением результата. "99% клиентов не нужна банковская услуга (при покупке кофе), им нужно купить кофе, миновав все посреднические операции", - пояснил Григоренко. В той же логике сейчас развивается и портал "Госуслуги" - идет систематизация услуг по "жизненным ситуациям". Так пользователям будет удобнее разобраться, а не выбирать нужную услугу среди 1600 предложенных государственной платформой.

Правительство и Центробанк не станут ограничивать развитие маркетплейсов, но установят на рынке прозрачные правила в интересах всех россиян

Отсутствие правил приводит к негативным последствиям, в том числе утечкам и злоупотреблениям персональными данными простых людей, обратила внимание Эльвира Набиуллина. ЦБ обеспокоен жалобами россиян на участившиеся случаи навязывания услуг из-за того, что клиенты вынуждены постоянно раскрывать информацию о себе платформам.

Обладание данными клиентов позволяет маркетплейсам и другим платформам персонифицировать свои продукты и сервисы, но людей беспокоит возможность утечки данных и их использования так, чтобы навязывать разного рода услуги, рассказала Эльвира Набиуллина.

"Например, человек позвонил по объявлению купить пылесос, а уже завтра ему начинают звонить и предлагать купить машину, сделать ремонт в квартире и так далее. В банковской системе это была очень большая проблема, сейчас ситуация стала лучше, но мы видим, что такой же риск может существовать в целом в платформах", - предупредила она.

Мошенники используют маркетплейсы для кражи аккаунтов и денег пользователей

Глава ЦБ назвала две причины, по которым людям звонят и навязывают услуги после того, как они позвонили по объявлению в интернете. "Первая - человек часто вынужден соглашаться на то, что его данные попадут не только тому, кому он дает разрешения, но и разным частям общей экосистемы. Сами экосистемы исходят из того, что много данных не бывает, они собирают все и раздают всем у себя. Может быть, дальше они анализируют эти данные и придумывают новые продукты. Получается, что человек соглашается на почти публичное распространение данных о себе, подписывая все эти соглашения, иначе он рискует не получить какие-то товары и услуги. Нужно помнить о риске дискриминации людей, которые не хотят делиться своими данными", - пояснила она.

Вторая причина навязчивых звонков заключается в непрозрачных правилах обмена персональными данными клиентов между участниками экосистемы платформ. "Эти правила очень разные. Надзор за ними, мне кажется, недостаточно жесткий. Наша позиция: правила должны быть едиными. И должна быть ответственность за соблюдение этих правил, соразмерная тем рискам, которые возникают при недобросовестном или неосторожном использовании большого объема данных", - отметила Эльвира Набиуллина.

Задача государства — не ограничить инновации, а, наоборот, создать условия для добросовестной конкуренции между платформами

В качестве решения этой проблемы ЦБ совместно с правительством работает над созданием единой платформы коммерческих согласий на "Госуслугах". Новинка позволит россиянам управлять согласиями на передачу данных и при желании отзывать их.

В дальнейшем платформенную экономику в России следует развивать как доверенную среду, предложила глава ЦБ. Для этого маркетплейсам нужно в том числе уделять больше внимания защите данных клиентов и финансовой отчетности, перейти на отечественное программное обеспечение и начать принимать небанковские платежи.

"Задача не в том, чтобы как-то ограничить инновации, а, наоборот, создать условия для добросовестной конкуренции, для прозрачных правил, для клиентов, для поставщиков, защиты прав потребителей. Это создание доверенной среды. И это как раз и есть условия для развития", - пояснила Эльвира Набиуллина.

Глава ЦБ Набиуллина выступила за переход маркетплейсов на отечественный софт

По словам генерального директора Wildberries Татьяны Ким, ежедневно только на этом маркетплейсе совершается около 20 миллионов покупок. Это колоссальные потоки денег и товаров, так что и бизнесу, и государству, и потребителям нужны четкие и прозрачные правила. В первую очередь речь идет о регулировании работы платформ с данными. Причем, по словам экспертов, речь здесь может идти как о передаче данных государству, так и о получении данных от пользователей, и, на что обратила внимание Набиуллина, об обороте данных внутри платформ.

Мотив бизнеса прост - получение большого количества данных о пользователях для персонализации. Однако, по словам Дмитрия Григоренко, бизнесу важны не "просто данные", а именно те данные, которые могут оказаться полезными, в удобном формате. "Бизнес должен понимать, какие категории данных он хочет получить, а государство - отрегулировать, как и в каком формате дать эти данные", - подчеркнул вице-премьер.

Внутренняя политика Инновации Технологии Центральный банк