21.04.2025 10:42

Искусственный интеллект и право: тест на совместимость

"Интеллект" стал главной темой прошедшей в Москве международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№весна, а главной площадкой - павильон "Искусство + Искусственный интеллект", гордо расположившийся в самом центре Гостиного двора. Одна из самых актуальных сессий программы была посвящена проблемам охраны произведений, созданных искусственным интеллектом. На ней директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес и заместитель генерального директора IPCodex, кандидат юридических наук Виталий Илларионов обсудили множество вопросов, в том числе: могут ли объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта, претендовать на правовую защиту, если да, то какую? Можно ли доказать, что книга или картинка была сгенерирована ИИ? Как защищает объекты, созданные ИИ, международная судебная практика? И много иных насущных вопросов…
/ Пресс-служба УПРАВИС
Читать на сайте RG.RU

Исключения из правил

"В отношении применения ИИ в сфере интеллектуальной собственности до сих пор нет никакого правового регулирования. Официальная юридическая позиция такова, что получить права на объект, созданный с помощью ИИ, нельзя. Неважно, сколько запросов вы задаете машине для достижения наиболее качественного результата, это не делает объект охраняемым с точки зрения авторского права", - отметил Эрик Вальдес-Мартинес.

Однако, по словам Эрика, в мировой практике уже есть несколько интересных кейсов, когда авторам различных объектов, созданных с использованием ИИ, удавалось добиться охраны и защиты своих прав.

Люди искусства против ИИ

"Есть и обратная сторона медали. Сегодня некоторые писатели, художники, дизайнеры и общественные деятели подают в суд на разработчиков ИИ за незаконное использование их произведений", - говорит Вальдес-Мартинес.

Глава УПРАВИС объяснил, что нейросети похожи на людей способом обучения. Человеческая личность формируется под влиянием всего, что человек когда-то читал, смотрел, слушал, что ему говорили родители, учителя и другие значимые люди. По мнению эксперта, так же ведет себя искусственный интеллект - поглощает огромное количество различной информации, чтобы на ее основе быть способным создать что-то свое. Разница в том, что человеку для становления нужны десятилетия, а ИИ учится в считаные секунды.

На чьей стороне закон?

"Если судить строго и с точки зрения буквы закона, автором произведения может считаться только физическое лицо - при использовании нейросетей есть объект, но нет субъекта. Некоторые юристы придерживаются довольно жесткой позиции, что все объекты, созданные с помощью генеративных программ, являются плагиатом, потому что при обучении они используют огромное количество РИДов и, по сути, создают из них компиляции, - рассказывает Виталий Илларионов. - Другие мои коллеги придерживаются мнения, что произведения, для создания которых использовались нейросети, могут быть объектами права".

Мультфильм "По ту сторону" о мальчике с аутизмом покажут на Московском международном кинофестивале

Виталий Илларионов рассказал, что также существует концепция, что права должны принадлежать оператору ИИ, то есть тому, кто вводит запрос. По мнению юриста в этом есть определенная логика: "Грамотно ввести запрос, чтобы получить качественный результат, - это тоже своего рода искусство. Вопрос, какое право здесь может быть применимо. Некоторые исследователи считают, что права на результаты деятельности ИИ должны принадлежать его разработчикам, потому что создание самой программы - это большой труд целой команды специалистов. Однако вопрос авторства здесь весьма спорный, скорее, это вопрос собственности".

По мнению Эрика Вальдес-Мартинеса, один из вариантов удовлетворить интересы авторов, на произведениях которых учатся нейросети, со стороны разработчиков - платить авторам паушальный взнос. Однако как найти всех правообладателей и распределить средства - большой вопрос. И в теме возможного правового регулирования этой сферы таких вопросов еще очень-очень много.