23.04.2025 16:50
Культура

Фильмы "Мудрость кита" и "Планета" говорят о гармонии с космосом и природой

Текст:  Александра Привалова (Выпускница Школы кинокритики 2024 года. Мастерская Сусанны Альпериной )
Два фильма о полетах - фантастических и реальных - были показаны на 47-м Московском международном кинофестивале. Хотя они отобраны в разные программы и связь между ними неочевидна, мы попробуем ее выявить.
/ Пресс служба ММКФ
Читать на сайте RG.RU

Гармония с природой

Турецкая драма "Мудрость кита" режиссера Ондера Шенгюля представлена в основном конкурсе.

Главная героиня, кочевница Гюльсум, живет в небольшой деревне Мугла. Все мужчины отправились работать в шахты. Женщины остались одни в патриархальном мире, где их мужей представляет староста Адем. Гюльсум не может смириться с таким, как ей кажется, ненормальным укладом.

На первый взгляд, жизнь в деревне Мугла кажется обычной и традиционной. Однако стоит присмотреться внимательнее. Староста Адем забрал всех мужчин из семей и отправил их работать в шахты, чтобы добывать "полезную" руду. Женщины остались одни, под его единоличным "правлением", и теперь им приходится выполнять как свои женские обязанности, так и мужскую работу. От мужчин же остались лишь голоса в телефоне и семейные воспоминания. Современные технологии являются в данном случае не символом прогресса, а лишь дополнительным инструментом контроля и давления на женщин. Хотя муж Гюльсум Адам и работает в шахте, он по телефону дает ей наставления о том, как должна вести себя порядочная жена. Также староста заставляет кочевницу наблюдаться в поликлинике не ради здоровья ее будущего ребенка, а лишь для того, чтобы его указания выполнялись. Ему важно, чтобы все соблюдали порядок и делали то, что положено.

У Гюльсум же совершенно другие ценности в жизни, и они как раз традиционны. Она убеждена, что мужчина не должен оставлять семью и уходить на работу "под землю". На самой земле так много прекрасных вещей: работа, семья, воспитание детей - все это составляющие истинной гармонии с природой.

На Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма "Почтарь"

Гюльсум чувствует себя неотъемлемой частью мира удивительной природы и старается научить свою старшую дочь понимать и ценить его. Она рассказывает ей сказку о ките - мудрейшем существе, живущем в воде. Вода же знает все обо всем, потому что проникает в самые глубины мира. А еще кит умеет летать и видит весь мир.

Мужские фигуры в деревне условно считают "божествами": наряду с Аллахом, старосту и мужа Гюльсум. Однако для самой кочевницы превыше всего богиня-мать в образе старого дерева.

Мир сломанного патриархата и отрыв от природы Гюльсум воспринимает как утрату корней и потерю идентичности. Древнегреческий философ Гераклит считал, что человек должен жить в гармонии с природой. Он представлял ее как вечно живой огонь, который не был создан, а существовал всегда. И люди не должны тушить этот огонь, он должен гореть в сердце каждого.

Гюльсум находится на последнем месяце беременности, и ей предстоит непростой выбор: примириться со старостой и вернуться в общество, где ей помогут, или остаться верной себе и родить самостоятельно. Этот выбор становится еще более сложным, когда в процессе тяжелых родов на руках у Гюльсум умирает ее любимая коза...

Таинственная Венера против сахарной свеклы

Фильм "Планета" - полнометражный дебют Михаила Архипова - также представлен в конкурсной программе фестиваля "Русские премьеры".

Картина рассказывает о режиссере Николае Беренцеве (Сергей Гилев), который снимает научно-фантастическую картину о полете советских космонавтов на Венеру. Прототип Николая Беренцева - забытый сегодня советский режиссер Павел Клушанцев. Он изобрел множество простых и не требующих материальных вложений спецэффектов, но признание получил, к сожалению, в основном за рубежом. Джордж Лукас, когда посещал СССР, просил организовать ему встречу с "товарищем Клушанцевым", "крестным отцом "Звездных войн". Стэнли Кубрик говорил, что без Клушанцева не было бы "Космической одиссеи". "Планета бурь" - единственный научно-фантастический фильм Павла Клушанцева, вышедший в 1962 году.

/ Предоставлено Инвада - фильм

Беренцев по сюжету фильма "Планета" не только режиссер, но и сценарист, декоратор и художник по спецэффектам. Он работает в институте, который занимается созданием документальных фильмов. На первый взгляд, обстановка там напоминает типичное советское научно-исследовательское учреждение. Начальство дает художнику советы по созданию фильмов и лучше знает, что нужно "простым людям". Например, снять фильм о гидравлике или производстве сахарной свеклы, ведь "сахар то все в чай кладут". Любой труд, включая творчество, становится частью планового производства.

Но так ли просты эти советские люди? Они тоже мечтают о полетах, даже в космос! Сотрудники института - настоящие энтузиасты, которые делают фантастику реальностью, черпая вдохновение в бытовых реалиях советской жизни и пользуясь новейшими научными достижениями.

Режиссер Антон Бутаков рассказал о своем дебюте - фильме "Бесконечный апрель"

Беренцев же отличается не только от приверженцев планового производства в лице директора студии, но и от своих творческих коллег. Он любит размышлять о смысле жизни и своем месте в ней. У Беренцева есть теория о "радиусе доброты", который, по его мнению, у каждого человека свой. Например, у воров и влюбленных, которые заботятся только о себе, радиус доброты составляет всего один метр. А у людей, которые трудятся ради абстрактного будущего человечества, которое они даже не увидят, этот радиус становится бесконечно большим.

Эта идея перекликается с мыслями Достоевского, которые он выразил в "Братьях Карамазовых": "Люблю человечество, но удивляюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц". Однако Беренцев не перестает любить людей, а просто перестает замечать их ради высокой, как ему кажется, цели.

В своих мечтах режиссер постоянно оказывается в своем будущем фильме - на Венере: он видит себя астронавтом, который делает первые шаги по грунту опасной планеты, проводит важные для человечества эксперименты. На Земле он случайно встречает лаборантку в НИИ, которая соответствует его представлениям о вечной женственности и внутренней сути загадочной Венеры. Он должен заполучить ее в качестве актрисы в свой фильм любой ценой и совсем не важно, что подумает жена (Дарья Мельникова). Она - "ближний", а он творит для будущего. Вот только Беренцев не понимает, что не возлюбив этого "ближнего", нельзя возлюбить дальнего, то есть потомков. Нельзя сделать шаг к этим будущим поколениям, переступив через семью и коллег.

Фантазии героя прогнозируют реальность, в которой 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, вышедшим в открытый космос. Это событие меняет и кинопроизводство, ставя перед ним новые, более актуальные задачи.

Вышел российский трейлер фильма "Школа мистера Пингвина"

Фантастика становится частью нашей жизни, побуждая героя обратить внимание на земные реалии. Он начинает ценить не только мечты о далеких мирах, но и близкое и важное: отношения с женой, исследование ближнего космоса и даже такую простую вещь, как сахарная свекла.

Фильмы "Мудрость кита" и "Планета" разным языком и на разных примерах говорят о том, что нужно выходить за пределы своих даже самых смелых мечтаний, но всегда оставаться в гармонии с космосом, природой. Главное - не предавать себя и всегда слушать свое сердце - оно точно знает, как лучше. Эрих Фромм в книге "Искусство любить" писал, что однажды отвернувшись от природы, человек к ней уже не вернется. Ведь предательство своей природы - это и есть предательство своего естества.

Наше кино