Здание XIX века весит порядка 1700 тонн. Ранее на этом месте располагался завод Густава Листа, сейчас здесь строится креативно-деловой кластер с офисами и помещениями light industrial.
Ранее было разобрано и по частям передвинуто на новое место здание цехов. Позже его соберут заново.
Постройки поставят на новый фундамент над подземным паркингом. Как рассказал представитель компании-застройщика "ПИК" Андрей Свирин, старый фундамент был в не очень хорошем состоянии, проблем добавляет соседство с железной дорогой. Лет через двадцать здания могли бы рухнуть. При этом к памятникам архитектуры они не относятся.
Башня будет двигаться на новое место постепенно, в течение нескольких недель, с проверкой ее технического состояния после сдвижения на каждые несколько метров.
В Москве началось передвижение старой водонапорной башни на новый фундаментБудущее назначение старых зданий пока не определено. Скорее всего, здесь разместятся креативные пространства.
Как уверяет Свирин, передвижений зданий такого масштаба не было с 1930-х годов.
Несколько лет назад подобную процедуру провели в Санкт-Петербурге.
Перемещение зданий - это единичные случаи не только для России, но и в мировом строительстве, рассказывает Василий Тимофеев, генеральный директор петербургской строительной компании City Solutions. В декабре 2023 года компания впервые в истории Петербурга осуществила перенос Императорского Воспитательного дома на Чёрной речке. Здание 1913 года постройки было перемещено на 52 метра ближе к Большой Невке.
Перемещение дома в Санкт-ПетербургеЧаще всего здания переносятся, чтобы освободить участок под новое строительство, поясняет Тимофеев. Здание в Петербурге передвинули, чтобы освободить место для строительства нового ЖК. Также дома двигают, если нужно освободить место для развития дорожной инфраструктуры.
"Перемещение Воспитательного дома стало заметным событием и вызвало общественную дискуссию о сохранении других исторических зданий, попадающих в зону строительства новых проектов. В числе обсуждаемых объектов - старинное здание электростанции рядом с Варшавским вокзалом, которая оказалась на пути возможного продления Измайловского проспекта. Еще один пример - комплекс из семи зданий ж/д станции "Фарфоровский пост", затронутый проектом высокоскоростной магистрали Петербург - Москва. В ноябре 2024 года власти города предложили сохранить этот ансамбль зданий путем переноса", говорит Тимофеев.
Стоимость переноса зависит от архитектурных параметров здания и выбранной технологии, поясняет он. Наиболее распространена немецкая система на самоходных тележках - она надежна, но дорогостояща. "Мы применили альтернативную технологию: конструкция покоилась на двух бетонных плитах, между которыми установлены стальные ролики. Этот метод позволил исключить повреждения и сократить затраты - вместо 500 млн рублей по традиционной технологии мы уложились примерно в 100 млн", - говорит эксперт.
Перемещение зданий целиком не является чем то новым для строительной практики, рассказывает член Общественного совета при Минстрое Илья Пономарев. Еще Фиораванти перенес кампаниллу в Болонье в 15 веке, активно практиковалось это и в Америке на рубеже 19-20 веков. В советское время, в рамках реорганизации городского центра Москвы были перемещены многие здания при формировании современного створа Тверской улицы. "Как правило, такое нетривиальное решение принимается в целях сохранения ценных архитектурных объектов (памятники архитектуры, культовые здания) или зданий, находящихся в хорошем состоянии с надежным конструктивом, снос и новое строительство которых оказалось бы существенно дороже непростой, но довольно отработанной операции по перемещению на новый фундамент, - говорит эксперт. - Передвигают в таком случае именно надземную часть, применяя катки или рельсы в качестве метода перемещения. С развитием технологий и скорости строительства такие задачи все реже являются актуальными, разве что, в рамках существенных градостроительных преобразований, строительства крупных инфраструктурных комплексов, исключающих возможное сохранение ценных объектов. Разумеется, более распространена практика переноса частями (это и наши Кижи, и египетские памятники зоны затопления Асуана), но это не всегда возможно, в частности, кирпичный храм с фресками выдающихся иконописцев таким образом не переместить, и тогда вариант "переезда" может быть реализован. В большинстве же случаев, такие ценные элементы городской среды становятся органичным элементом новой городской застройки, что умело используют архитекторы-градостроители высокого уровня. Такой объект не только сохраняет связь времен и индивидуальность городской застройки, но и может стать центром планировочной или объемной композиции, получить новое прочтение на новом этапе своего существования".