27.04.2025 17:30
Культура

Павел Басинский - о русской литературе после Октябрьской революции

Текст:  Павел Басинский (писатель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №94 (9633)
Все разговоры о том, что после Октября 1917 года русская литература закончилась, похоронив великий Серебряный век, разумеется, от лукавого. Но от лукавого и другое суждение, будто все, что создавалось в литературе после революции, возникло благодаря ей и тем новым "социальным лифтам", которые предоставила советская власть. Как всегда, все гораздо сложнее. Та поистине "цветущая сложность" (выражаясь языком Константина Леонтьева), которая действительно возникла в литературе буквально в первое десятилетие советской власти, родилась и благодаря, и вопреки, и помимо ее условий. Здесь работали и закон инерции, и новые культурные импульсы, и многое другое, что предлагало это время вне зависимости от того, принимали его литераторы или нет.
Павел Басинский, журналист. / РГ
Читать на сайте RG.RU

Между прочим, это понимал даже Сталин, который на встрече с делегацией украинских писателей 12 февраля 1929 года пытался защитить Михаила Булгакова, а заодно и других "попутчиков" - Бориса Лавренева и Всеволода Иванова: "Извините. Я не могу требовать от литератора, чтобы он обязательно был коммунистом и обязательно проводил партийную точку зрения. Для беллетристической литературы нужны другие меры... Разве литература партийная? Это же не партия. Конечно, это гораздо шире чем партия..."

В итоге Булгакова он все-таки "сдал" на растерзание "неистовых ревнителей" пролетарской культуры, и пьеса "Дни Турбиных" была снята с театральных подмостков. Это тот случай, когда писатели бежали впереди паровоза, требуя от власти крови своих идейных врагов в то время, как власть от этих требований еще лениво отмахивалась. Что ж, этот паровоз многих из "ревнителей" потом исправно и задавил.

Это вечная история.

В 1925 году в СССР происходит настоящий взрыв литературных новинок

Но факт есть факт. Если взглянуть на русскую литературу спустя восемь лет после Октябрьской революции и ровно сто лет назад, то она поражает своим разнообразием и огромным творческим потенциалом.

1925 год. В СССР в этом году происходит просто настоящий взрыв литературных новинок, которые украсили бы национальный стенд на любой книжной ярмарке мира. Другое дело, что не все из этих новинок... дошли до печати.

В лонг-лист "Современной русской прозы" "Ясной Поляны" вошло 22 произведения

Из произведений, ныне почти забытых, но в свое время имевших сенсационный успех и до сих пор остающихся интересным историко-литературным фактом, стоит обратить внимание на "Цемент" Федора Гладкова. Это один из первых "производственных романов", написанный, что удивительно, ритмизованной прозой в духе "Петербурга" Андрея Белого. Впоследствии Федор Гладков не раз выправлял стилистические "вывихи" первой редакции "Цемента", изрядно его испортив, а заодно убирал чудовищно жестокие сцены реальной истории коллективизации и индустриализации. В тридцатые годы ранние издания романа изымались из оборота. Между тем первый тираж книги (10 000) разошелся в течение месяца и за два года роман выдержал девять переизданий. Всего же при жизни автора (скончался в 1958 году) вышло 36 изданий романа.

В 1925 году написана повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце", послужившая основой знаменитого фильма Владимира Бортко 1988 года с Евгением Евстигнеевым в главной роли. Беда в том, что легально эта повесть вошла в читательский оборот только в 1987 году, появившись в журнале "Знамя", а до этого публиковалась в "сам" и "тамиздате".

А вот чудесный роман "Кюхля" о друге Пушкина, поэте и декабристе Вильгельме Кюхельбекере, написанный филологом-формалистом Юрием Тыняновым по совету Корнея Чуковского, в 1925 году был благополучно издан в СССР к 100-летнему юбилею декабристского восстания и до сих пор переиздается, являясь абсолютной классикой биографического жанра.

В том же году в кооперативном издательстве при Моссовете "Новая Москва" (закрыто в 1927 году) вышла дебютная книга Михаила Шолохова "Донские рассказы". И тогда же он начинает работать над первым томом "Тихого Дона".

Если сравнить "степные" рассказы Шолохова с одним из самых жутких рассказов Александра Грина "Серый автомобиль", который и по содержанию, и по названию является полной противоположностью его романтическим "Алым парусам", то создается впечатление, что это тексты из разных стран и даже эпох. А между тем они публиковались в СССР в один и тот же год и читались советскими людьми одновременно. Причем "Серый автомобиль" вошел в сборник Грина "На облачном берегу", который вышел в центральном советском Госиздате.

Из произведений, почти забытых, стоит обратить внимание на "Цемент" Федора Гладкова

И в том же 1925 году в массовой "Рабочей газете" в виде короткого рассказа был опубликован первый вариант научно-фантастического романа Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".

В мае 1925 года параллельно в газете "Бакинский рабочий" и журнале "Красная новь" появилась поэма Сергея Есенина "Анна Снегина". А уже в декабре в ленинградской гостинице "Англетер" с ее автором случилась трагедия.

Швыдкой: Книжный рынок РФ все еще привлекателен для литераторов соседних стран

1925 год оказался чрезвычайно плодотворным и для Максима Горького, жившего в Сорренто. В этом году написан роман "Дело Артамоновых", а в берлинском издательстве "Kniga" вышел цикл его самых необычных и талантливых произведений в области малой формы "Рассказы 1922-1924 годов".

И вот вопрос: создавались ли они благодаря или вопреки советской власти? Как и гениальный рассказ Ивана Бунина "Солнечный удар", написанный в 1925 году во Франции.

"Цемент" и "Солнечный удар". Положите эти тексты рядом и подумайте: что между ними общего?

"Великий и могучий" русский язык.

Литература