30.04.2025 07:08
В мире

Прокуратура произвела обыски в квартире экс-президента Южной Кореи Юн Сок Ёля

Текст:  Олег Кирьянов (Сеул)
В среду, 30 апреля, утром Сеульская прокуратура провела масштабный обыск в квартире бывшего президента Южной Кореи Юн Сок Ёля в рамках продолжающегося расследования по делу о коррупции, в центре которого - сам экс-лидер, его супруга Ким Гон Хи и известный шаман по прозвищу "Конджин", настоящее имя которого - Чон Сон Бэ.
/ Getty Images
Читать на сайте RG.RU

Как сообщили в прокуратуре Сеула по Южному округу, обыск в жилом комплексе "Акровиста" в районе Сочхо корейской столицы был санкционирован для изъятия доказательств, связанных с возможным нарушением закона о запрете лоббизма. Несмотря на серию расследований в отношении четы Юн это стало первым случаем, когда после импичмента 4 апреля правоохранительные органы получили доступ к их частной резиденции. В отличие от прежней президентской резиденции в Ханнам-доне, "Акровиста" не подпадает под ограничения уголовного законодательства как объект, связанный с государственной тайной или военными функциями, что позволило провести обыск без дополнительных процедур.

С экс-президента Южной Кореи спросят за чрезмерный расход воды в резиденции

Интересно, что следственные действия по делу координирует лично прокурор Син Ын Сок, известный как один из ведущих специалистов по особым делам и человек, ранее работавший с Юн Сок Ёлем во время его службы в прокуратуре.

В центре следствия - подозрение в том, что шаман Чон Сон Бэ действовал как посредник между бывшей первой семьей и высокопоставленными представителями движения "Церковь объединения" (известной как Тонъильгё). По данным следствия, один из бывших руководителей Церкви, некто Юн, после победы Юн Сок Ёля на выборах якобы передал Чону предметы роскоши - в частности, бриллиантовое ожерелье стоимостью около 60 миллионов вон (более 40 тысяч долларов) и дорогую сумку. Эти подарки предназначались, как утверждается, для супруги экс-президента. Также прокуратура расследует сообщения о передаче наличных в размере 30 миллионов вон под видом "платы за молитвы".

Прокуратура полагает, что указанные действия могли быть частью попытки пролоббировать участие корейского правительства в проектах Церкви в Камбодже. Согласно следствию, Юн, занимавший пост руководителя глобального отделения Церкви объединения, надеялся через Чона добиться поддержки правительственной программы внешней помощи (ODA) для проекта. В качестве возможного результата этого лоббирования следствие указывает на решение минфина Южной Кореи от июня 2022 года об увеличении лимита займов Камбодже по линии Фонда экономического сотрудничества с 700 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. В том же году Юн Сок Ёль и его супруга совершили официальный визит в Камбоджу.

Кроме того, Юн утверждал, что в марте 2022 года, вскоре после избрания президента, имел личную встречу с Юн Сок Ёлем продолжительностью около часа. В декабре прошлого года прокуратура уже проводила обыск в Университете Сончжон, связанном с Церковью объединения, и допрашивала Юна как подозреваемого.

Юн Сок Ёль заявил, что "всех победил" и потому ушел с поста президента

По данным южнокорейских СМИ, он в целом признал факт передачи средств.

Обыск в резиденции Юна вызвал резкое недовольство его сторонников. Уже к утру среды около десяти человек, включая активных ютуберов, собрались у ворот жилого комплекса с плакатами и громкими лозунгами: "Прекратить обыск немедленно!", "Прокуратура, убирайтесь!" и даже "Журналисты-красные, прочь!". Некоторые демонстранты призывали физически блокировать выезд автомобилей прокуратуры, доставали из багажников громкоговорители и транспаранты для проведения акции.

Между тем, согласно последним сообщениям СМИ, внутри жилого комплекса сотрудники прокуратуры и полиции активно изымали документы и иные доказательства, тогда как охрана препятствовала проникновению журналистов внутрь.

Напомним, что параллельно экс-президент Юн Сок Ёль является главным фигурантом дела о попытке незаконного захвата власти в ходе объявления военного положения 3-4 декабря 2024 года. В случае признания виновным ему грозит вплоть до высшей меры наказания.

Южная Корея