Skype был основан в 2003 году и быстро стал одним из самых популярных приложений для видеозвонков и обмена сообщениями. Microsoft является владельцем Skype с 2011 года. Покупка сервиса обошлась компании в 8,5 млрд долларов. В 2015 году Microsoft попыталась интегрировать Skype в Windows 10, однако не добилась успеха. Политики постепенного отказа от Skype в пользу Microsoft Teams компания придерживается с 2017 года. Тогда Microsoft объявила о том, что прекращает поддержку корпоративной версии Skype для бизнеса.
Разработчики из XDA Developers сообщили о планах Microsoft полностью закрыть сервис в конце февраля этого года, напоминает директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов. Они нашли скрытую строку в предварительной версии Skype, в которой говорилось: «Начиная с мая, Skype больше не будет доступен. Продолжайте звонить и переписываться в Teams». Позже Microsoft официально подтвердила эту информацию и назвала точную дату, когда планируется прекратить поддержку приложения, добавил эксперт.
Что это значит?
С 5 мая 2025 года Skype перестанет получать обновления и техническую поддержку, что значительно снизит функциональность программы, рассказывает руководитель отдела эксплуатации IT-инфраструктуры компании Rapporto Антон Лазуткин. Устройства, которые не поддерживают новые версии Skype на платформах Android, iOS, Windows и macOS, не будут получать обновлений, поясняет эксперт. Пользователи устаревших версий программы не смогут использовать видеозвонки и обмениваться сообщениями. Лазуткин подчеркнул, что Skype продолжит работать в базовом режиме, но пользователям может стать недоступно большинство опций, что вынудит их перейти на другие платформы для связи. Таким образом, Skype прекратит существование в привычной форме.
С чем это связано?
Эксперт считает, что решение Microsoft прекратить финансирование Skype связано с тем, что сервис в последние годы не выдерживает конкуренции со стороны Zoom, Microsoft Teams, Google Meet, WhatsApp и других сервисов. Эти платформы предложили более продвинутые функции и улучшенные пользовательские интерфейсы. Zoom стал лидером в области видеоконференций, а Microsoft Teams активно развивает функции для совместной работы, добавил эксперт. “Пользователи ищут более гибкие и удобные решения для общения, которые могут интегрироваться с другими сервисами. Skype не смог оперативно адаптироваться к этим изменениям”, – считает Лазуткин.
По мнению генерального директора и основателя Atomic Capital Александра Зайцева, на позиции Skype среди конкурентов существенно повлияли некомфортный дизайн интерфейса и периодические сбои. К середине 2024 года месячная аудитория приложения составляла 300 млн человек. Для сравнения эксперт приводит статистику других мессенджеров. У WhatsApp (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией) за месяц было 2 млрд пользователей, у Telegram – 900 млн, у Snapchat – 800 млн.
Альтернатива от Microsoft
Осенью 2016 года Microsoft запустила корпоративную платформу Teams. Ее отличие от Skype заключается в том, что Teams объединил сервис видеозвонков с пакетом Office 365. Эксперты подчеркивают, что после прекращения поддержки Skype компания предлагает бизнесу и обычным пользователям в мире продолжить общаться в Teams. Microsoft активно продвигает Teams как решение для корпоративных пользователей, которое интегрируется с Office 365, SharePoint и OneDrive, объясняет Антон Лазуткин. “Microsoft уже давно хотела перераспределить деньги и специалистов на более перспективные направления, в частности на развитие Microsoft Teams и корпоративной экосистемы M365” – добавил директор по продукту в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов.
Однако Microsoft Teams начал терять актуальность для российского рынка в 2022 году, когда компания Microsoft приостановила продажу лицензий, заявляет директор по развитию бизнеса платформы корпоративных коммуникаций DION (ИТ-холдинг “Т1”) Виктор Дмитриев. В 2024 году Microsoft отключила подписки на облачные сервисы Teams для ряда компаний, добавил эксперт.
Импортозамещение Skype в России
Лазуткин утверждает, что прекращение поддержки Skype затронет российских пользователей, особенно тех, кто использует сервис для личных видеозвонков и общения с международными партнерами. “Это решение приведет к необходимости адаптироваться и искать новые решения для связи, как в личной, так и в корпоративной сфере, однако это, на мой взгляд, не вызовет значительных проблем”, – сказал эксперт.
Сейчас активно развиваются российские аналоги, которые предлагают более адаптированные и функциональные решения. По мнению Виктора Дмитриева, процесс импортозамещения в сегменте корпоративных коммуникаций идет стремительно. Российские разработчики предлагают решения, возможности которых выше, чем у Skype for Business и MS Teams. По данным внутреннего исследования компании DION, более 50% компаний уже перешли на отечественное программное обеспечение, а остальные активно тестируют и выбирают подходящие системы. “Сейчас сервисы исключительно для видеоконференцсвязи уже не отвечают современным требованиям бизнеса, рынок нуждается в комплексных платформах, которые объединяют все необходимые инструменты для удаленной работы”, – добавил эксперт. К таким инструментам он относит ВКС, мессенджеры, хранилище данных, ИИ-функционал, возможности совместного редактирования файлов, и интеграцию с корпоративными системами. “Российские разработчики успешно закрывают этот запрос”, – утверждает Дмитриев.
Российские аналоги Skype: плюсы и минусы
Эксперты называют различные отечественные альтернативы западным программам. Евгений Перов говорит, что в России доступны больше десяти сервисов с чатами и конференциями, среди которых “IVA”, видеоконференции в “Compass” и “МТС Линк”. Александр Зайцев полагает, что самые высокие доли ВКС среди российских платформ занимают “Яндекс.Телемост”, “VK Звонки” и “SberJazz”. Руководитель по работе с вузами Международной школы математики и программирования “Алгоритмика” Александр Батищев упоминает сервисы “Контур.Толк”, “VK Teams”, “TrueConf”, “Pruffme” и “SaluteJazz 2.0”. Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко добавляет в список отечественных аналогов “Видеозвонки Mail.ru”.
Преимущество российских решений заключается в том, что российские мессенджеры и видеоконференц-сервисы лучше адаптированы под потребности пользователей в России и соответствуют требованиям российского законодательства в сфере защиты персональных данных, поясняет Антон Лазуткин. По его мнению, в условиях санкций и политической нестабильности многие компании предпочитают использовать отечественные решения, что позволяет избежать рисков, связанных с зависимостью от зарубежных сервисов.
Недостатками российских решений Антон Лазуткин считает ограниченную функциональность и отсутствие международной популярности. “Российские мессенджеры и видеоконференц-сервисы могут уступать по функционалу зарубежным аналогам. К тому же они не имеют такой же популярности на международном уровне, что затрудняет использование этих сервисов в глобальной коммуникации”, – рассказывает эксперт.
Стоит отметить и то, что глобальные платформы, такие как Skype или Zoom, имели повсеместное распространение. Многие же российские решения сегодня имеют корпоративную принадлежность. Условно - сотрудники Сбера пользуются SberJazz, Яндекса - Телемостом и т.п. И зачастую для общения с широким кругом собеседников приходится устанавливать сразу несколько приложений.