Для понимания сложившейся ситуации начнем с азов. Ареал обитания тигра - кедрово-широколиственные леса Приморского и Хабаровского краев. Это самые ценные насаждения, жемчужина Дальнего Востока. Подобных им по биоразнообразию в нашей стране нет. По видовому составу растительного и животного мира и целебным качествам их можно приравнять к курочке, несущей золотые яйца.
Но никто не стал размышлять над экономическими преимуществами этого биоценоза, и особо ценные леса попали в разряд обычных древостоев, дающих доход в виде обычного бревна. Поэтому в начале 90-х годов прошлого века, по мере истощения лесосырьевой базы, рубить начали и леса, заселенные тиграми. Из-за дефицита лесосек на делянах стали вырубать ранее запрещенные породы-орехоносы - кедр корейский, дуб монгольский, орех маньчжурский, а также липу и другие виды, служащие основной кормовой базой для животных и птиц. В пищевой цепочке они играют незаменимую значимую роль, особенно для кабана - основного объекта охоты и питания тигра.
30 лет назад развал Союза вызвал хаос в стране, что крайне негативно отразилось на природопользовании. Участились браконьерские рубки и неконтролируемый отстрел кабана как самого доступного объекта охоты. Охранять тайгу стало некому, поскольку служба лесников и егерей бездумно была ликвидирована.
Так начался процесс деградации в тайге. Сигналом служило резкое снижение числа кабана и частые встречи холостых бездетных самок к началу XXI века. К сожалению, охотничьи организации, имея штат охотоведов, своевременно не отреагировали на эти изменения. Следовало в срочном порядке закрыть охоту на копытных животных в ареале обитания тигра и прекратить вырубку орехоносов - кормильцев животных.
Не забили тревогу они даже тогда, когда участились случаи нападения тигров на домашних животных и людей. Некоторые села в Приморском и Хабаровском краях оказались на осадном положении, в них охотоведы даже рекомендовали людям не выходить на улицу. Неоднократно стали находить в тайге мертвых тигрят и взрослых особей.
Думаю, не будет ошибочным мнение, если скажу, что растительный и животный мир в наше время превратился в изгоя, из которого вычерпали полезные ресурсы, а остальное выбросили за ненадобностью. Длившийся годами в тайге негативный процесс усугубила эпизоотия чумы у кабанов. Заметного влияния на плотность популяции диких свиней она оказать уже не могла, но для кураторов тигра и охотоведов оказалась спасительницей, ведь именно ее признали главной причиной низкой численности кабана и гибели тигров. Ну как же! Ведь произошло стихийное бедствие, и значит, виновных нет.
Налицо несогласованность действий лесников и охотоведов, допустивших вырубку дуба и других орехоносов. Произошло это по причине нахождения их в разных ведомствах, управляющих лесными богатствами. Когда-то была допущена серьезная ошибка в оценке леса. Не обратили внимания и не учли, что это совокупность растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов этой среды, биологически взаимосвязанных между собой. Лес - это цельный функционирующий организм, требующий рачительного обращения.
К сожалению, на эти особенности своевременно не обратили внимания чиновники, распределившие растительность и животных по разным категориям ведомств, управляющих лесным и охотничье-промысловым хозяйством. А фактически полноправными хозяевами в тайге стали лесозаготовители, которые игнорировали мнение лесников и охотоведов, ведя рубки в наиболее выгодных для себя местах. В конечном итоге такая схема управления за десятки лет и привела к сегодняшнему трагическому положению.
Крайне назрела необходимость создания единого органа управления лесами, охватывающего всех его обитателей. Поскольку древостой является главным компонентом среды, возглавить новое управление обязаны специалисты - инженеры лесного хозяйства. Охотоведы и лесорубы в управлении будут представлены как структурные отделы. Ликвидировав разновластие, мы наконец-то наведем порядок в лесу.
Впереди же предстоят трудоемкие работы по восстановлению кормовой базы кабана, а его численность будет возрастать автоматически, при условии полного запрета вырубки орехоносов и охоты на диких свиней. Это длительный процесс, непредсказуемый по времени из-за появления непредвиденных обстоятельств. Охотоведы должны оценить состояние популяции тигра и, возможно, ввести подкормку кошек в местах их скопления.
Парламенты Хабаровского и Приморского краев должны взять на контроль восстановление численности тигра и обеспечение его естественной кормовой базой. Для этого необходимо разработать единую серьезную программу действий на десятки лет вперед. Это уже будут действенные меры по спасению значимого для Дальнего Востока краснокнижного вида.