07.05.2025 01:00
В мире

Расширение внутреннего спроса станет долгосрочной стратегией

Расширение внутреннего спроса станет долгосрочной стратегией
Текст:  Фань Фэйфэй Шицзя Оуян
Российская газета - Спецвыпуск: Китайский взгляд №99 (9638)
Ожидается, что инициативы Китая по стимулированию потребления - главный приоритет политической повестки дня страны на 2025 год. Эти меры, по словам чиновников, экономистов и представителей бизнеса, направлены на укрепление уверенности потребителей и раскрытие потенциала внутреннего спроса как ключевого фактора экономического роста. В условиях повышения тарифов со стороны США Китай делает ставку на внутреннее потребление как механизм противодействия внешнему давлению.
Посетители у экспозиции, посвященной экономике малых высот, во время Пятой Китайской международной выставки потребительских товаров в Хайкоу, провинция Хайнань. / Ло Юньфэй / China News Service
Читать на сайте RG.RU

Как отмечают эксперты, Пекин демонстрирует серьезную решимость активизировать потребительский рынок и устранить ключевые барьеры, мешающие росту потребления. Основное внимание уделяется повышению благосостояния населения на фоне роста протекционизма и внешнеэкономических рисков с особым акцентом на стабилизацию занятости, рост доходов домохозяйств и снижение финансовой нагрузки.

Комплексный пакет политических мер должен ускорить переход страны от модели, ориентированной на экспорт и инвестиции, к модели, где драйвером роста становится потребление. Экономисты и бизнес-аналитики прогнозируют уверенное восстановление потребительского сектора Китая в 2025 году, поскольку меры по усилению покупательной способности и потребительской уверенности населения уже начинают приносить результаты.

Председатель КНР Си Цзиньпин особо подчеркнул важность усилий по расширению внутреннего спроса, а также формированию и совершенствованию долгосрочного механизма стимулирования потребления. По его словам, граждане должны иметь возможность потреблять, благодаря стабильному доходу; не бояться тратить, не испытывая тревогу за завтрашний день; и хотеть потреблять, благодаря благоприятной среде и ощущению выгоды. Си Цзиньпин, который также является генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Китая, выступил с этим заявлением во время второй коллективной учебы с участием членов Политбюро ЦК КПК 20-го созыва в январе 2023 года.

По данным Центральной экономической рабочей конференции, состоявшейся в декабре прошлого года, главным приоритетом для политики в 2025 году является энергичное стимулирование потребления, повышение эффективности инвестиций и расширение внутреннего спроса по всем направлениям. В Докладе о работе правительства за этот год в качестве одного из главных приоритетов на 2025 год также названо повышение потребления.

Москву 9 мая посетят 29 лидеров государств

Китай сделает расширение внутреннего спроса долгосрочной стратегией, в то время как должны быть приняты твердые меры для стабилизации занятости, повышения доходов и создания спроса с высококачественным предложением, заявил премьер Ли Цян в прошлом месяце, председательствуя на симпозиуме по экономической ситуации.

Пятая Китайская международная выставка потребительских товаров, которая прошла в прошлом месяце в Хайкоу, провинция Хайнань, стала убедительным свидетельством жизнеспособности и устойчивости потребительского рынка страны. Мероприятие привлекло более 60 тысяч профессиональных покупателей, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году, а стоимость запланированных сделок достигла около 92 млрд юаней (1,05 триллиона рублей).

Для стимулирования спроса и преодоления ключевых проблем, сдерживающих потребительскую активность, Канцелярия ЦК КПК и Госсовет КНР утвердили специальный план действий по поддержке потребления.

Ли Чуньлинь, заместитель главы Государственного комитета по делам развития и реформ КНР, сказал, что в отличие от прежних инициатив, ориентированных преимущественно на предложение, новый план уделяет большое внимание усилению политической поддержки со стороны спроса за счет повышения доходов людей и снижения финансового бремени.

Потребление стало основной движущей силой экономического роста Китая. Согласно данным, опубликованным Национальным бюро статистики, в прошлом году расходы на конечное потребление внесли 44,5 процента в рост ВВП страны, превысив инвестиции и экспорт, и привели к увеличению ВВП на 2,2 процентных пункта. Робин Син, главный экономист по Китаю в Morgan Stanley, сказал, что для Китая было бы "блестящей идеей" предпринять более масштабные шаги по реформированию, чтобы перевести больше государственного капитала в систему социального обеспечения, чтобы увеличить пособия для рабочих-мигрантов в качестве ключевого средства стимулирования роста потребления.

В прошлом году расходы на конечное потребление внесли 44,5 процента в рост ВВП Китая

"Китай пробует что-то новое - более активную бюджетную политику с большим акцентом на потребление", - сказал он, добавив, что около четверти увеличения бюджетного дефицита в этом году, составляющего около 2 триллионов юаней, будет потрачено на области, связанные с потреблением, такие как субсидирование расширенной программы приобретения товаров по схеме трейд-ин и повышение социального благосостояния.

Согласно Докладу о работе правительства за 2025 год, в этом году Китай удвоит свои сверхдолгосрочные специальные государственные облигации, предназначенные для расширения программы приобретения товаров по схеме трейд-ин, до 300 млрд юаней, на фоне более широкого стремления повысить внутренний спрос и стимулировать экономический рост.

Данные Государственного комитета по делам развития и реформ КНР показывают, что в рамках программы приобретения товаров по схеме трейд-ин розничные продажи легковых автомобилей на новых источниках энергии по всей стране достигли около 1,34 миллиона единиц за первые два месяца, что на 26 процентов больше, чем в прошлом году, в то время как продажи бытовой техники с самым высоким уровнем энергоэффективности выросли на 36 процентов в годовом исчислении, до 24,1 миллиарда юаней за тот же период.

Си Цзиньпин дал указания по развитию регионов Китая

Цзя Шаоцянь, председатель китайского производителя бытовой техники Hisense Group, сказал, что программа приобретения товаров по схеме трейд-ин в стране не только активизировала потребительский рынок и рост потребления, но и в значительной степени способствовала "зеленой" трансформации индустрии бытовой техники, одновременно улучшая качество жизни людей.

Хидэки Одзава, исполнительный вице-президент японской технологической компании Canon, сказал: "Мы уверены, что при поддержке национальной политики стимулирования потребления мы сможем вернуться в золотую эру рынка камер".

Ориентация Китая на рост, основанный на потреблении, служит мощным двигателем экономической стабильности и будет способствовать общему экономическому восстановлению страны, добавил Одзава.

Китай