Такое положение вещей наложилось на бурный расцвет маркетплейсов, с большим количеством мелких продавцов, которые составили серьезную конкуренцию крупным офлайн-магазинам. По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) рынок интернет-торговли в России за 2024 год составил около 9 трлн руб. (на 41,1% выше показателя 2023 года) и скорее всего продолжит расти.
Все это создает дополнительные риски для потребителей, покупающих аудиотехнику. Особенно наушники и особенно беспроводные. В последние годы ряд продавцов, пользуясь возможностями параллельного импорта, реализовывали на российском рынке подделки под видом оригинальной продукции. “РГ” вместе с экспертами специализированного магазина аудиотехники Dr.Head разбиралась, как устроен рынок контрафактных наушников в РФ и как обезопасить себя от приобретения подделки.
“Во многих случаях компании знали о происхождении товара и осознанно шли на его продажу, предоставляя гарантийное обслуживание и сервис, но не информируя покупателей о том, что приобретаемый товар является подделкой. Цены на такую продукцию, как правило, были на 15-20% ниже среднерыночных цен на аналогичный оригинальный товар. Случалось, что крупные сети становились жертвами мошенников и покупали крупные партии контрафактной продукции, например, фейковые наушники Marshall Major 4, являющиеся одной из самых подделываемых моделей на рынке”, – говорят в Dr.Head.
Рынок поддельных наушников подчиняется своим законам. Популярность модели не всегда зависит от ее цены, гораздо важнее хайп и узнаваемость бренда.
Яркий пример - наушники Marshall Major 4 и 5, которые стали невероятно популярны, особенно после ухода Marshall с российского рынка в 2022 году. "Пока Marshall был официально в России, они продавались хорошо, но после того, как бренд из России ушел, они стали продаваться еще лучше. Это связано с модой на бренд среди молодежи. Кроме того, возросший спрос подогревается появлением на маркетплейсах значительного количества низкокачественных подделок, которые привлекают покупателей низкой ценой. В результате, на маркетплейсах можно найти сотни предложений Marshall Major 4 по цене от 500 рублей до 40 тыс., в то время как другие модели этого же бренда представлены гораздо скромнее”, – отмечают в Dr.Head. – Причем масштаб проблемы с Marshall достиг абсурдных значений: по последним данным их продали почти в несколько раз больше, чем было вообще произведено за год".
Схожая ситуация обстоит с моделями полноразмерных беспроводных наушников Sony WH-1000XM4 и WH-1000XM5. На маркетплейсах есть предложения продавцов по цене от 500 рублей и до 80 тыс. рублей. А если поискать относительно новую модель Sony Ultra (появилась в октябре прошлого года), то по ней намного меньше предложений. Мошенники чувствуют тренд и ориентируются на модели, пользующиеся наибольшим спросом.
По словам опрошенных "РГ" экспертов, до 80% популярных моделей наушников, продаваемых онлайн через ИП и другие малые формы юрлиц, могут быть подделками, особенно это относится к брендам: Marshall, Sony, JBL, Bose, Apple.
А вот ситуация с зарядными устройствами и другими аксессуарами намного лучше. Подделывать аксессуары практически нет смысла, так как у потребителей нет сильной привязанности к брендам в этой категории. Даже лидеры рынка Anker, Baseus, UGREEN, Native Union пока слабо узнаваемы потребителем. Кроме того, на российском рынке присутствует множество локальных брендов, которые дистрибьюторы самостоятельно заказывают на фабриках и брендируют, что делает рынок аксессуаров более насыщенным и менее привлекательным для поделок.
"Низкая стоимость - веский повод усомниться в подлинности товара: если цена на ниже официальной более чем на 25%, то с очень большой вероятностью это подделка. Так, наушники Sony 720 на одном из маркетплейсов предлагались за 972 руб., хотя их реальная стоимость составляет около 12 тысяч. Если цена подозрительно низкая, то риск приобрести подделку возрастает до 80%”, – предупреждают в Dr.Head.
Добавим остальные 20% на распродажи и расчистку складов, но это работает, только если вы на 100% доверяете продавцу/магазину/торговой сети
Эксперты рекомендуют сначала определиться с интересующей вас моделью, а затем изучить предложения от разных продавцов, которым вы более или менее доверяете. Снижение цены на 10-15% от средней по рынку допустимо, но снижение на 30% и более должно насторожить. В этом случае риск приобретения подделки становится слишком высоким.
Официальные точки продаж стараются отслеживать происхождение товара и работать с проверенными дистрибьюторами, имеющими связи с представительствами брендов. Несмотря на официальный уход многих брендов из России, связи между дистрибьюторами и представительствами сохранились. Именно к таким проверенным дистрибьюторам и обращаются компании/магазины, стремящиеся гарантировать подлинность продукции.
Наименьший риск приобрести подделку имеется в компаниях, имеющих офлайн-точки продаж. При этом такая компания может также продавать товары в интернете и даже на маркетплейсах. Приобретая у нее товар, всегда можно обратиться с претензией, получить гарантийную поддержку и сервисное обслуживание. Магазин, отказывающийся выполнять эти обязательства, рискует не только потерять доверие клиентов и столкнуться с негативными отзывами, но и понести юридическую ответственность за нарушение прав потребителей: покупатель имеет право обратиться в Роспотребнадзор или суд для защиты своих прав, а также потребовать компенсацию убытков. Реализация контрафактных товаров подпадает и под административную ответственность КоАП РФ (статья 14.10 КоАП РФ), и под гражданскую (статья 1301 ГК РФ и статье 1515 ГК РФ), и даже под действие УК РФ.
Например, статья 146 УК РФ предусматривает:
- Штраф до 200 тыс. рублей;
- Обязательные работы до 480 часов;
- Принудительные работы до двух лет;
- Лишение свободы до 2 лет.
Наибольшие риски приобрести подделку имеются при покупке наушников через трансграничную торговлю у иностранного продавца, так как он находится вне юрисдикции РФ
Может ли потребителю помочь знак "оригинальности", используемый онлайн-платформами? Отчасти да, но не всегда.
“К сожалению, этот знак не является гарантией подлинности товара. Схема получения такого знака обычно такова: продавец предоставляет онлайн-платформе отгрузочные документы от известного магазина B2B-сегмента, подтверждающие, что он закупал оригинальную продукцию. Онлайн-платформа, согласно этим документам, присваивает товару знак “оригинал”, однако, это не мешает продавцу купить небольшую партию оригинального товара и, получив знак, продавать под его видом гораздо большее количество поддельной продукции”, – отмечают в Dr.Head.
Любопытно, что индустрия изготовления контрафактных наушников достигла такого уровня, что товар у зарубежного поставщика может маркироваться в каталоге - "фейк", "гуд фейк", "премиум фейк" и "оригинал". При этом даже "премиум фейк", который, по заверениям поставщика, максимально приближен к оригиналу, все равно является подделкой и стоит дешевле на 20-30%. Стоит ли идти на компромисс и приобрести подделку, пусть даже и "премиальную"? На этот вопрос должен ответить сам себе потенциальный покупатель. Если он готов приобрести поддельные наушники и чувствовать себя счастливым, это его выбор. Главное - осознавать, что у него не оригинальный продукт, а его имитация. Самое неприятное - это, когда фейк продают по цене оригинала.
Редакция "РГ" в качестве эксперимента приобрела с целью тестирования "премиум фейк" или, как называет товар сам продавец, "реплику" AirPods Pro 2 Type-C. При всем нашем безусловном осуждении практики подделки товарных знаков не можем не отметить высочайшее исполнение упаковки, довольно высокое качество исполнения и звука, "распознавание со стороны iPhone" подделки как оригинальных AirPods Pro 2 и работу примерно 95% всех функций, имеющихся у оригинальных AirPods. К сожалению, вынуждены констатировать, что шансов самостоятельно распознать подделку такого уровня у обычного пользователя просто нет. Увы, это касается не только королей рынка подделок - Apple AirPods, но и других популярных моделей беспроводных наушников.
При этом нельзя сказать, что магазины и маркетплейсы не ведут борьбу с контрафактом. Это не так. Крупные сети проводит многоступенчатую проверку: запрашивают образцы товара перед отгрузкой, выборочно вскрывают и проверяют несколько позиции из каждой партии, даже если поставщик ранее зарекомендовал себя как надежный.
Ведут борьбу с продавцами контрафактных наушников и другие цифровые платформы. "У нас запрещена продажа товаров, нарушающих авторские и другие исключительные права. Есть налаженный процесс работы с любыми правообладателями, вне зависимости от страны происхождения. В случае получения подтверждения нарушений исключительных прав мы блокируем контент продавца. При этом блокировка контента без достаточных правовых оснований может повлечь негативные последствия как для "Авито", так и для пользователей. Однако, если объявление было удалено с платформы, попытки повторного размещения также пресекаются", - рассказали "РГ" в "Авито".
В OZON также признают проблему контрафакта: "Нельзя отрицать, что некачественная продукция попадает на российский рынок, поэтому мы постоянно развиваем меры по защите покупателей от подделок, в первую очередь, отраслевые: в 2023 году с другими маркетплейсами и крупнейшими правообладателями мы разработали и приняли на базе ФАС и ОКЮР добросовестные практики борьбы с контрафактом. На базе собственной платформы мы применяем комплекс мер: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, изучаем отзывы клиентов. По популярным брендам мы заранее проводим проверку товаров на оригинальность и после этого допускаем на площадку. По ряду категорий товар должен обладать маркировкой "Честный знак". Пользователь всегда может запросить документы на товар перед покупкой, обратившись в поддержку. Хорошо зарекомендовал себя "Кабинет бренда" - инструмент, позволяет продавцам-правообладателям контролировать подлинность товаров под своим брендом на нашей площадке. В кабинете зарегистрировано более 20 тыс. брендов, а за последний год заблокировано несколько миллионов карточек по запросам".
Подводя итог, мы можем повторить несколько ключевых советов, относительно того, на что нужно обращать внимание, чтобы не приобрести наушники-подделку.
Перед покупкой
- Надежность и авторитет продавца. Наличие у него офлайновой торговой точки, сервиса и собственной гарантии - дополнительные маркер того, что товар будет оригинальным;
- Цена. Она должна в целом соответствовать рыночной. Разница в 30% процентов и более по сравнению с ценами у официальных российских и международных ритейлеров заметный маркер подделки;
- Чем менее модной является модель наушников или сам бренд, тем меньше вероятность подделки. Больше всего подделывают популярные модели Apple AirPods, Marshall, JBL, Sony и Bose. Напомним, что за пределами этой пятерки есть немало достойных и недорогих брендов, производящих отличные беспроводные наушники.
После покупки
- Качество упаковки и соответствие ее полиграфии оригинальной;
- Внешний вид и качество работы устройства. Распознавание устройства фирменным приложением. Заметная часть подделок работает заметно хуже оригинала и не поддерживает программные опции приложений;
- Можно проверить серийный номер изделия. Часть подделок имеет одинаковые серийные номера, которые "засветились" в интернете.