16.05.2025 13:02

Иван Соснин: "На стыке экспериментального и зрительского кино может родиться что-то новое"

В начале майских каникул в российском прокате стартовал один из самых симпатичных и ярких проектов сезона - "Легенды наших предков" Ивана Соснина. В центре этой необычной истории - репортер Антон, протирающий штаны в небольшой екатеринбургской газете (Александр Яценко), за которым вдруг начал ходить по пятам лохматый лесной дух (Антон Кузнецов). Призрак возложил на журналиста странную миссию: тот должен спасти от вымирания его мифических родственников, которые исчезают из-за того, что люди о них забыли. Чтобы справиться с этой задачкой, Антон вынужден отправиться вместе с дочерью в путешествие по заброшенным сибирским деревушкам.
/ Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании
Читать на сайте RG.RU

IPQuorum решил встретиться с режиссером этого нестандартного действа, которого мы также знаем по проектам "Далекие близкие", "Юг", "Пришелец" и т. д. Мы поговорили с Иваном о том, чем Шишига отличается от Кикиморы, что такое "уральская кинематография" и как независимому авторскому кино соперничать с блокбастерами.

Платформы для художников и иллюстраторов решили действовать в тандеме

- Иван, у вас было несколько отличных проектов, снятых в формате роуд-муви. Но в жанре фэнтези вы еще не работали. Какая дорога привела вас к нему?

- Я думаю, меня привела к нему родившаяся дочка. Пока я гулял с ее коляской по городу, мне захотелось снять что-то такое, что она бы могла посмотреть, когда подрастет. А так мы с женой Яной (она продюсер) оба с Урала и давно хотели сделать что-то на основе местной мифологии, то все сошлось: мы придумали фэнтези, героями которого стали не персонажи из знакомых сказок, а духи почти забытых уральских легенд.

- А чем могут удивить "Легенды наших предков" ту аудиторию, которая за последний год пересмотрела десяток киносказок? Ведь их сейчас выходит очень много, и есть впечатление, что зрители начали от них уставать…

- Есть такое ощущение, да. Причем "Легенды наших предков" я начал писать несколько лет назад, но уже тогда чувствовал, что слишком много снимается проектов про Бабу-ягу, Кощея, Горыныча, Илью Муромца и т. д. Хотя у нас мультикультурная страна - и недостатка в сказочных персонажах нет. Поэтому я решил сделать нетипичную сказку и пригласить в нее абсолютно новых героев. Этим мы и отличаемся от других фильмов жанра.

Отличие второе - у нас действие происходит в реальном мире, с реальными людьми. Наших главных героев - журналиста (Александр Яценко) и его дочь (Александра Бабаскина) - мы не переносим в потусторонний мир: это герои легенд проникают в нашу реальность и стараются к ней приспособиться.

- Мистические персонажи - духи, ставшие героями фильма, "перекочевали" к вам из местного фольклора, или вы их полностью выдумали?

- Мы опирались на реальные мифы. Перебирали башкирскую мифологию, удмуртскую, коми, манси и т. д. Потом поставили более конкретную задачу: найти трех духов - духа леса, воды и гор. Встречались и с шаманами, и с историками. В итоге у нас появился Нюлэсмурт (Антон Кузнецов) - лохматый великан, леший из удмуртской мифологии. Дух воды - Шишига (Наталья Павленкова), наполовину кикимора, наполовину русалка (мифология коми). И третий дух - дух гор из легенд манси, Нер-Ойка (Юрий Колокольников). Про него, кстати, известно только то, что он огромный и белый, поэтому нам пришлось много фантазировать, чтобы сделать его запоминающимся и интересным.

- Нюлэсмурт в вашем фильме (он же хозяин леса) - балагур и шут. В удмуртской мифологии он такой же?

- Он разный. У нас он утратил большую часть своей силы, потому что люди его почти забыли. Плюс мы старались подарить нашим духам какие-то яркие черты характера, поэтому Нюлэсмурт у нас - персонаж комедийный. Например, у него есть сцена, где он щекочет главного героя - и может защекотать насмерть. Шишига, наоборот, более серьезная. В мифах она часто фигурирует как представитель зла. Мы это сгладили: у нас она просто не слишком любит людей, потому что те перестали ее уважать и загрязняют озера, в которых она живет и т. д. То есть мы не переворачивали легенды с ног на голову: мы взяли основные характеристики мифических героев и немного их подсветили.

- Но древний пласт любой мифологии - это мрачные и тяжелые истории…

- Знаете, я как-то нашел старые издания русских сказок, оставшихся от бабушек и дедушек, и сел их читать. Так это просто фильм ужасов! Отрубили у медведя лапу, сняли с нее кожу, сделали стул… В фольклоре народов Урала жестокостей тоже хватает, но мы понимали, что снимаем кино для семейной аудитории! Поэтому, естественно, к нам в картину они не попали. Правда, есть эпизод, когда Нюлэсмурт рассказывает, что он может сделать с людьми, загрязняющими лес: и волки их будут до косточек съедать, и о пощаде они будут молить… Но это быстро превращается в шутку. Потому что задачи напугать у нас не было. Нам хотелось показать, что духи легенд могли казаться злыми - но у них были на это свои причины, ведь люди относились к ним плохо. Если же их любить, уважать и жить с ними в мире, то они будут веселыми, жизнерадостными и добрыми. И даже помогать будут во всем.

- Иван, как вам кажется, почему национальные легенды начали забываться? Ведь это началось далеко не вчера…

- Глобализация шагает по планете. Поэтому все уникальное и аутентичное выравнивается общими мазками. Выживает только самое яркое и востребованное, остальное постепенно отмирает. И это актуально не только для России: куда бы ты ни уехал, даже в самой отдаленной точке планеты проще купить бургер или хот-дог, чем блюда национальной кухни. И меня это немного расстраивает, особенно когда приезжаешь в какой-то отдаленный регион России и видишь, что быт людей ничем не отличается от того, что есть у тебя дома. И в этом плане мне очень интересна Якутия, где люди говорят на своем языке и про традиции не забывают. Это круто и нужно поддерживать.

Москино и коммуникационное агентство Prophet получили премию "Серебряный лучник"

- Верну вас к фильму. Помимо мифологии есть ли в нем еще какая-то тема, которая вас цепляет?

- Да, это тема отношений отца и дочери. У них сложная семейная ситуация. Родители развелись, девочка живет с матерью в Москве, с отцом давно не общалась. И вот на фоне этого раздора отец и дочь отправляются в путешествие: пытаются понять, нужны ли они друг другу, пытаются нащупать общие темы для разговора… Так вот: для меня эта сюжетная линия очень личная. В моей семье все хорошо, но я попытался представить, как я буду общаться с дочерью, когда ей будет 12 лет, найдем ли мы общий язык и т. д. И те вопросы, которые появлялись в моей голове, я постарался перенести в сценарий.

- Иван, жанр фэнтези - нетипичный для нашей киноиндустрии. Как с ним складывались отношения лично у вас?

- Я был ярым фанатом франшизы "Властелин колец", тысячу раз ее пересматривал - и всегда мечтал снять что-то похожее. Но, естественно, я понимаю, что ресурсов на это нет. Поэтому я решил подбираться к фэнтези короткими шажками: пытаюсь прощупать жанр, понять, насколько он мне близок и востребован у аудитории и могу ли я в нем работать. "Легенды наших предков" - как раз такой шаг. Кстати, хорошо бы снять их продолжение, превратив этот мир в мультивселенную. Тем более что регионов у нас много и мифология везде своя.

Ведь что я люблю больше всего? Путешествовать и снимать кино. А "Легенды" как бы объединяют эти страсти в одну: можно ездить по стране и снимать фильмы в самых неожиданных точках на карте.

- В 2006-м вы основали в Екатеринбурге собственную кинокомпанию - Red Pepper Film. Как она чувствует себя сегодня? Ведь так или иначе любому продакшену приходится конкурировать с мастодонтами как индустрии.

- Мы адаптировались, растем, каждый год увеличиваем бюджет проектов - в том числе и за счет Министерства культуры. Кстати, спасибо ему огромное: очень здорово, что Минкульт поддерживает небольшой региональный продакшен, создающий независимое авторское кино.

Правда, "соперничать" в полную силу с крупными кинокомпаниями у нас возможности нет. Но одно преимущество перед ними у нас все-таки есть. Это постоянная, проверенная команда, с которой мы работаем вместе более десяти лет. Раньше мы снимали рекламу и клипы, сейчас - кино. И люди у нас не так часто меняются, как в больших продакшенах. В итоге у нас сформировалась своя экосистема, благодаря которой мы снимаем фильмы, опираясь прежде всего на энтузиазм наших ребят, а не на огромный бюджет. И мы живем в этой экосистеме, работаем, кайфуем - и не воспринимаем лидирующие кинокомпании как конкурентов. У нас слишком разные весовые категории.

Плюс одна из особенностей нашей киноиндустрии в том, что в кинотеатрах картины маленьких продакшенов могут на равных соперничать с большими блокбастерами. Если два сеанса поставить рядом, зритель не будет высчитывать бюджет каждого фильма: он пойдет туда, где история интереснее. И это здорово.

- Иван, словосочетание "якутская кинематография" у знатоков кино вопросов не вызывает: это не только фильмы, объединенные по территориальному признаку, но и имеющие устойчивые стилистические особенности. Но можем ли мы говорить о существовании "уральской кинематографии"?

- Мне кажется, она пока еще формируется. Нужно время. Свердловская киностудия, не работавшая с 90-х, начала активно снимать кино только несколько лет назад. Да и небольшие независимые продакшены, как Red Pepper Film, включились в процесс не так давно.

Тем не менее одна отличительная черта у уральских кинематографистов проявляется очень ярко: у нас у всех есть желание жить именно здесь и продвигать что-то местное, родное, что заложено в нашей ДНК. Я знаю, что большинство творческих ребят в разных городах стремятся переехать в Москву и построить карьеру там. Но в Екатеринбурге мы находимся на таком расстоянии от Москвы, что она нас не сильно притягивает. Да, многие хотели бы приехать в столицу - но лишь для учебы, после которой они планируют вернуться назад. И в этом наше отличие от других регионов.

При этом я бы не хотел все свои фильмы снимать на Урале. Тот же сериал "Юг" мы снимали в восьми регионах, а свой следующий проект я пишу про Калининград. Но где бы я ни был, я всегда возвращаюсь в родной Екатеринбург и разрабатываю свои задумки здесь. Потому что именно тут моя творческая лаборатория и именно тут сосредоточено огромное количество близких мне людей. А это самое важное.