18.05.2025 11:09
Экономика

Политолог Бовт - о том, так ли "ужасен" закон о локализации машин такси

Текст:  Георгий Бовт
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (9646)
Госдума приняла закон о локализации такси. Вокруг него было много споров, противники закона стращали катастрофическими последствиями. Суть в том, что таксопарки с 1 марта 2026 года будут обязаны использовать для перевозок только автомобили отечественной сборки с высоким уровнем локализации. Он будет устанавливаться на основе балльной системы: за каждую произведенную в России деталь автомобилю будет присваиваться определенное количество баллов.
Георгий Бовт, политолог. / РГ
Читать на сайте RG.RU

Для Калининградской области и Сибирского федерального округа правила заработают с 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе - с 1 марта 2030 года. Под требуемые 3200 баллов подпадают, прежде всего, модели АвтоВАЗа, который и называли в качестве главного лоббиста нового закона, - Granta, Vesta, Iskra, Aura, а также отдельные модели "Москвича" и электромобили Evolute (всего около 10 моделей). Также будут допущены автомобили, произведенные в рамках так называемых специнвестконтрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 по 1 марта 2025-го (в этот период были подписаны соглашения между "Москвичом" и "Моторинвестом"), а также в рамках некоторых других СПИКов. Формат СПИК запущен 10 лет назад, он предполагает обязанность инвестора внедрить определенные технологии в обмен на ряд привилегий - в виде налоговых, арендных и иных льгот. Однако попасть в реестр такси по СПИКу можно будет только до 2033. Потом - только по баллам.

Под требования подпадают модели АвтоВАЗа и "Москвича", а также электромобили Evolute

Критики закона пугают ростом цен для пассажиров и дефицитом машин. По некоторым подсчетам, самозанятым купить новую машину будет не по карману, их расходы возрастут минимум на полмиллиона, а окупятся лет за 15. Общая оценка численности "таксистов" в нашей стране колеблется вокруг миллиона человек. Но она представляется неточной, поскольку мало водителей пока что легализовались, многие работают "по совместительству" и таксистами себя не считают. Более половины рынка составляют водители на личных авто. И они ведь не смогут - и не захотят - заменить личный автомобиль на тот, что подходит под критерии законопроекта. А если бы вдруг и решили, то "на круг" пришлось бы всем таким водителям раскошелиться на почти 300 млрд рублей. Притом что в ДФО и СФО, соответственно, 94% и 76% личных автомобилей, используемых водителями в формате частичной занятости, являются иностранными и вообще не подходят под критерии локализации.

Принятие закона о локализации такси приведет к росту цен на поездки

Скептики предсказывают, что многие водители, особенно те, кто лишь подрабатывает извозом, уйдут "в тень". Правда, прогнозы сильно разнятся. РСПП допускает возможный рост цен на 15% при уходе с рынка до 100 тысяч водителей. Один из профсоюзов такси пугал удорожанием перевозок на 60% и уходом из "в тень" половины водителей - примерно полмиллиона человек. По прогнозам "Яндекс Такси" (а он лицо заинтересованное), тарифы в такси могут вырасти на 25-27%, а в мегаполисах до 40-50% (к примеру, в Москве, которая составляет 30% общероссийского рынка такси, продукция "Автоваза" представлена мало). В Сибири и на Дальнем Востоке работы в такси могут лишиться 70-90% водителей. Но разве в "Яндексе" не прочитали про отсрочку для этих регионов?

Есть два нюанса. Первый: никто точно не знает всех параметров рынка такси в стране, посему не может в точности просчитать все последствия. Второй: многие судят о законопроекте по его изложению в СМИ, с самим документом не ознакомившись.

Тарифы на такси могут вырасти в среднем на 25-27 процентов, а в мегаполисах - на 40-50

Сколько в России машин, оказывающих услуги перевозок? Во "ФГИС Такси" было зарегистрировано на февраль 728 173 автомобиля, 160 683 перевозчика (юрлица, ИП и самозанятые) и 1353 службы заказа такси. В пояснительной записке к законопроекту указаны 1 млн 46 тыс. зарегистрированных машин. Система пока не заполнена, данные в нее должны вносить власти регионов. Ряд экспертов полагают, что пока учтено не более 15% машин такси, а легализация водителей составляет 1-2%. Соответственно, возникла еще одна страшилка: новый закон процесс легализации замедлит. По оценкам РСПП, доля "локализованных" машин в такси в среднем по РФ уже достигла 75%. Однако в данном случае речь о тех, кто зарегистрирован.

Но обратимся, наконец, к документу. Там написано, что требования к машинам такси не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года. Лицензия на такси выдается на пять лет. Так что машины, купленные и занесенные в реестр в 2025 году, смогут "бегать" до 2030 года, если будут исправны. Плюс отсрочки для восточных регионов. На практике машина в таксопарке работает 3-4 года, не больше. А самозанятым вообще не требуется менять машину до тех пор, пока она проходит техосмотры. Так что у рынка будет время для адаптации.

Власти Челябинска: Операторы кикшеринга не заключили с мэрией соглашение

Законопроект преследует объективно благую цель - поддержку отечественного автопрома. Каким будет рынок через пять лет? Можно представить разные сценарии. Но ведь пять лет назад никто не мог себе представить себе его нынешнее состояние, а именно активную экспансию "китайцев". В начале нулевых российские власти тоже пошли на целый ряд "мер понуждения" иностранных брендов (тогда западных), чтобы те повышали уровень локализации выпускаемой в России продукции. Тогда тоже было много недовольных, пугавших страшными последствиями. Однако жизнь оказывается всегда сильнее как многих планов, так и многих "страшилок". Если в законе выявятся "узкие места", которые могут действительно привести к массовому уходу в тень таксомоторных перевозок или кратному повышению цен на услуги такси, в него будут внесены изменения. А отечественным автопроизводителям все равно придется повышать качество продукции (жаль, что в законе эти требования прямо не прописали), выдерживая при этом разумную ценовую политику. Скажем, за последние 3-4 года продукция АвтоВАЗа подорожала в два-три раза. Оправдано ли такое? Вопрос риторический. Но если не тащить себя за волосы из болота зависимости от чужого автопрома, то можно в этом болоте остаться навсегда, и когда иностранцы по какой-то политической причине снова захотят "наказать" российский рынок, как это случилось весной 2022 года, то тот шок не должен будет повториться.

Общественный транспорт