19.05.2025 13:57
Технологии

Для автоматических доставщиков разработали правила движения

Для автоматических доставщиков разработали правила движения
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №108 (9647)
Роботы-доставщики получат номера и станут полноправными участниками дорожного движения. Впрочем, последняя новость, вряд ли порадует автомобилистов. Соответствующий проект направлен компанией "Яндекс" в рамках экспериментального правого режима в Минэкономразвития, чтобы его там поддержали и продвинули дальше .
По непонятной причине роботы-доставщики вызывают нежные чувства у тех, кто их встречает на пути. / Владимир Гердо / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Напомним, что этот экспериментальный правовой режим относится ко всем беспилотным транспортным средствам. В частности, к полноценным беспилотным грузовикам, перевозящим грузы по М11 "Нева", а с недавнего времени - по М12 "Восток". А вот использование роботов-доставщиков осталось вне законодательного поля.

Эти милые устройства, передвигающиеся по центру столицы, вызывают улыбку и даже сочувствие у пешеходов. Особенно зимой, когда своими шестью колесиками пытаются перебраться через сугроб. Даже старушки оказывают им посильную помощь в таких ситуациях. Подтолкнут, протащат. Но вот беда. Этих - не знаю, как их назвать - устройств нет ни в Правилах дорожного движения, ни в других нормативных актах.

Что предлагает "Яндекс"? Признать роботов новыми участниками движения, но без статуса транспортных средств. Разрешить роботам ездить по обочинам или правому краю дороги, по тротуарам и велодорожкам. Ограничить их скорость на дорогах до 25 км/ч., на тротуарах - 10 км/ч., на переходах - 6 км/ч. Ввести для роботов обязательные номера. И страховать их на 500 тысяч рублей на случай ДТП. Ну и разработать правила оформления таких происшествий.

Ответственность за ущерб, причиненный роботом, будет нести "исполнительный орган" компании или диспетчер, или сотрудник, ответственный за его состояние.

Беспилотная доставка грузов станет более доступной и безопасной

Напомним, что согласно действующим положениям экспериментального правового режима, в нем участвуют беспилотные грузовики. Кто в случае ДТП с таким транспортом понесет ответственность и какой размер компенсации он получит - вопрос открытый.

По действующему законодательству такой робот - имущество частного или юридического лица. Это не участник дорожного движения. По сути, это - чемодан без ручки и на колесиках. А значит, всю вину за столкновение с этим устройством должен нести его владелец. Поскольку он создал помеху на дороге.

Что произойдет после того, как примут поправки в закон, рекомендуемые компанией, которая продвигает такие технологии? Да по сути ничего. Ведь все эти экспериментальные законы не соответствуют Правилам дорожного движения. Как считает адвокат Сергей Радько, следует вносить изменения именно в Правила. То есть прописать в них, что же такое робот-доставщик. Либо это пешеход, либо - транспортное средство. В первом случае, увидев такого робота на нерегулируемом пешеходном переходе, водитель должен будет уступить ему дорогу. Во втором случае такой транспорт не может двигаться по пешеходному переходу.

Пока в Правилах не определено, что же такое робот-доставщик, он продолжит оставаться чемоданом на колесиках.

И если он окажется причиной аварии, то расплачиваться за нее должен его собственник.

Технологии