Еще несколько лет назад он появлялся в Большом театре, где до последнего дня оставался штатным хореографом, и в этот момент начинали трепетать не только прима-балерины и кордебалет, но все цеха и службы огромного коллектива. Не потому, что он неистовствовал и грозил страшными карами - это осталось в прошлом. Но в его легком компактном теле по-прежнему жил мощный дух, подчинявший все окружающее.
Юрий Григорович официально стоял во главе балета Большого театра тридцать лет, с 1964-го по 1995-й год, - меньше, чем Петипа в Петербурге и Баланчин в Нью-Йорке. Но ему хватило этого срока, чтобы создать свой авторский театр.
Личный стиль хореографа Григоровича - стиль философского балета-высказывания, трагической исторической фрески - стал стилем "Большого балета", определяющим его эстетику и сегодня, в совершенно другом репертуаре. Но, как и его великие предшественники и земляки в XIX веке Адам Глушковский и Александр Горский, стоявшие у основания балета Большого театра, Григорович не только привил московскому балету петербургские черты, но и сам воспринял московскую безоглядность чувств и страстность переживаний.
Ему всегда были интересны великие эпохи и великие личности, но их масштаб определялся не исторической значимостью, а исключительностью индивидуальности. Поэтому рядом с русским мастером Данилой вставал римский гладиатор Спартак, с восточным художником Ферхадом - царь Иван Грозный, а с ренессансным аристократом Ромео - сказочный Щелкунчик-Принц.
Герои Григоровича, как и его танцовщики - Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, - не были исполинами, но для них он придумал исполинский танец, который до сих пор могут лишь повторить, но не превзойти современные танцовщики.
Умер хореограф Юрий ГригоровичГригорович воплощал на сцене сказки, легенды, былины, учебники истории и современные советские пьесы, но все они в его спектаклях оборачивались легендами о любви. И в то же время впервые доказывали, что романтика балета - не только в этих самых легендах.
Защищенный художественным оформлением своего неизменного соратника Симона Вирсаладзе, музыкой Прокофьева, Шостаковича, Чайковского, Глазунова и собственным редким пониманием сценического пространства и сценического времени, Григорович рассказывал истории, до него немыслимые для воплощения на балетной сцене.
Именно редкое мышление хореографа - если понимать под этой профессией не просто умение составить движения в занимательные танцы - всегда отличало его от локальных поисков многих современников: Григоровичу было неинтересно в узких рамках танцмейстерства, хотя одна только "Погоня" в "Легенде о любви" или вальс самоцветов в "Каменном цветке" поражают виртуозным владением ремеслом.
И все же великие идеи были для Григоровича важнее формальных задач. Поэтому, когда эпоха была исчерпана и время надежд осталось позади, потребность в создании новых спектаклей у хореографа отпала.
Уход лидера такого масштаба не был простым. Тридцать лет спустя после того, как Григорович перестал быть главным в Большом и во всем русском балете, можно спокойно анализировать причины. И констатировать, что стиль Григоровича, метафорически-эффектный, все еще требующий от исполнителей сверхусилий, уже отлился в классические формы…
Балеты Григоровича продолжают завоевывать пространство: они идут не только в Большом и Мариинском театре, где родились, но и в Новосибирске, Краснодаре, Уфе, Красноярске, Ереване, Баку, Сеуле…
Избранные мысли Юрия Григоровича о жизни и искусстве:
- "Я не из тех, кто забывает или перечеркивает прошлое".
- "Была ли когда-нибудь ситуация простой для России? Нет, по-моему. Выстоим и сегодня".
- "Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают".
- "Все дурное, мелкое, случайное надо стирать и не тащить за собой в вечность".
- "Зачем гордость и честь, если можно откупиться? Другая, другая жизнь".
- "Быть добреньким ко всем - для искусства гибель".
- "Балет без сильного чувства, прямо скажем, - дело безнадежное".
- "Я не призываю к тому, чтобы на сцене текла кровь или показывали голую задницу. Просто надо делать хорошие спектакли".
- "Такое ощущение, что все сегодня сговорились удивить публику какими-то необычными системами!"
- "Жизнь удалась, потому что работал с гениями".
- "Когда ты уходишь, время уже не имеет никакого смысла".
Подготовил Игорь Николаев
Вслед за учителем
В один день с Юрием Григоровичем закончился земной путь Юрия Владимирова - танцовщика, без которого сложно представить художественный мир балетов Григоровича, его первого Ивана Грозного, неистового и страшного в своих грехах и покаянии. Владимиров был участником постановок и других важнейших балетов хореографа - "Спартака" и "Щелкунчика".
В то же время миф Владимирова не был сосредоточен исключительно на спектаклях Григоровича. Именно Владимиров, далекий от академической сдержанности, еще выпускником Московского хореографического начал эксперименты с техникой за гранью, как казалось, возможного. Его неистовство и мощь вдохновили первую постановку в СССР "Весны священной" - у Наталии Касаткиной и Владимира Василева он был первым Пастухом, а затем исполнил роль Геолога в исключительно редком тогда балете о современности "Героическая поэма" ("Геологи").
Умер народный артист СССР Юрий Владимиров