22.05.2025 16:00
Экономика

Новая трасса сократила путь из Краснодара на Крымский мост

Текст:  Андрей Ульченко (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №110 (9649)
Автодорога А-289 протяженностью 119 километров, соединившая столицу Кубани и Крымский мост, готовится к своему первому летнему пиковому сезону. О том, каковы плюсы и минусы трассы и как сегодня организован досмотр на мосту, узнали корреспонденты "РГ".
И вот мы у Крымского моста: пунктов пропуска здесь два - ручной и со стационарным сканером. / Владимир Аносов
Читать на сайте RG.RU

Трасса начинается в станице Марьянской, расположенной практически на административной границе Краснодара. От Западного обхода краевой столицы - около 20 километров. А-289 - это платный дублер одноименной автодороги, которая также приведет к Крымскому мосту и проходит правее. Это как в сказке: пойдешь (на развязке) направо - время убьешь, пойдешь прямо - деньги потеряешь. После ввода в строй она также была бесплатной, но в канун майских праздников дорожники установили цену за проезд.

Пять водителей будут оштрафованы за сокрытие номеров на платной трассе А-289

Чтобы проехать по прямой, как стрела, дороге 119 километров, необходимо заплатить за легковой автомобиль 750 рублей. Для трехосных и более автобусов, а также грузовых фур такса достигает 2217 рублей. Это и есть цена сэкономленного времени. Трасса разделена на несколько платных участков, ограниченных развязками на Славянск-на-Кубани, станицу Варениковскую и Темрюк.

"Трасса оснащена безбарьерной системой взимания платы "Свободный поток". Над дорогой установлены рамки с датчиками, которые считывают информацию на ходу и на ее основе формируют сумму к оплате. Для пользователей, которые планируют регулярные поездки по трассе, предусмотрены абонементы, позволяющие экономить на проезде до 50 процентов в пересчете на одну поездку. Также на этой дороге действует программа лояльности, благодаря которой владельцы транспондеров T-pass могут получить скидку до 15 процентов", - рассказали в компании "Автодор".

Новая трасса А-289 сократила время пути от Краснодара до Крымского моста

Старая двухполосная дорога долгие годы была оптимальным вариантом транспортной связи Краснодара со Славянском-на-Кубани, Темрюком и Таманью, по ней же можно было доехать и до Анапы. Главный ее недостаток заключается в том, что проходит она через множество населенных пунктов, где скорость ограничена.

Когда-то пропускной возможности старой дороги было вполне достаточно, но теперь она также стала обеспечивать в разы возросший туристический поток на полуостров. Справлялась с этой задачей довольно посредственно даже до открытия Крымского моста. Пробки на двухполосной трассе стали притчей во языцех: если от Краснодара до Славянска-на-Кубани можно было доехать относительно быстро, то далее образовывались многочасовые заторы. В дороге люди проводили до шести часов. Новую А-289 как раз построили без захода в населенные пункты.

На трассе М-11 "Нева" выросли тарифы за проезд

Здесь по две полосы в обе стороны, потоки разделяют железобетонные отбойники, густо установлены фонари - еще одно преимущество трассы понимаешь в ночное время, когда она хорошо освещена. Ограничение скорости - 90 километров в час. Что касается дорожного полотна, выполнено оно без нареканий, машина идет плавно. Главное - не уснуть от однообразия.

Водитель Андрей проезжает по этой трассе уже не в первый раз. Неоднократно ездил по ней в Анапу, сегодня направляется в Керчь.

- Очень качественное покрытие у дороги. А главное ее преимущество раскрывается ночью, таким освещением не каждая платная трасса может похвастаться. Вообще удобно. Если есть в автомобиле круиз-контроль, выставляй скорость и любуйся видами вокруг, - рассказал Андрей.

/ Владимир Аносов

Посмотреть по сторонам есть на что. Поля пшеницы и цветущего рапса сменяют рисовые чеки, заполненные водой. Это место обитания разнообразных птиц, например цапель, которые устраивают охоту на глазах у автолюбителей. Потом за стеклом проносятся сады и виноградники на фоне далеких и невысоких гор, и вот уже стелется желто-зеленый степной ковер, в который красными пятнами вплетаются маки. И в мае на Кубани захватывающие виды.

Нельзя не упомянуть и о недостатках. Сопутствующая дорожная инфраструктура пока бедна. Съезды для остановок есть, но они пустынны. Нет ни скамеек, ни даже капельки тени. Просто заасфальтированная площадка в чистом поле с несколькими саженцами деревьев, которые, похоже, уже не приживутся. Ближайшая от станицы Марьянской автозаправка в 60 с лишним километрах, практически на полпути до конца трассы. Семьям с маленькими детьми лучше посетить санузел заранее.

Оканчивается платная А-289 на развязке на Темрюк и на Анапу и переходит в бесплатную трассу А-290 Новороссийск - Керчь.

Не спеша и делая частые остановки на кофе-брейки, мы проехали путь от Марьянской до пункта пропуска Керченского моста чуть более чем за три часа.

Новая трасса сократила путь из Краснодара до Крымского моста
Кстати

Памятка для проезда по Крымскому мосту

Личный опыт

Как проходит досмотр

Досмотр занимает всего семь-восемь минут, конечно, не считая времени в очереди. Так, утром первого мая здесь образовалась гигантская пробка более чем из трех тысяч машин в обоих направлениях. Ожидание в очереди достигало пяти часов. Первомайская пробка рассосалась достаточно быстро, к следующему утру заторов не оказалось.

В нашем случае обошлось вовсе без очередей.

Почти 30 миллионов машин проехало по Крымскому мосту за семь лет

...Одна из двух полос, ведущих к досмотровым пунктам, отделена дорожными барьерами и закрыта для проезда обычного транспорта. Через короткие промежутки на обочине стоят пластиковые туалетные кабинки.

Всего пунктов пропуска два - ручной и со стационарным сканером, который "прощупывает" машину целиком вместе с грузом в специальном ангаре. Сотрудник пункта пропуска рекомендовал нам направиться на ручной досмотр - так быстрее.

Недавно пункт досмотра со стороны Кубани представлял собой несколько бытовок-вагончиков, а осмотр автомобиля происходил на солнцепеке. На этом фоне пункт с крымской стороны был верхом совершенства - огромный навес над десятками автомобилей, которые проходят одновременный досмотр. Теперь на Кубани стоит точно такое же сооружение.

...Выворачиваем к одному из четырех потоков досмотра, в каждом из которых одновременно проходят процедуру по несколько автомобилей. Пассажиров с багажом приглашают на досмотровый пункт с интроскопом, который выглядит как любой другой в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Очереди нет, мы быстро сгружаем кладь на ленту транспортера, проходим через металлоискатель.

А пока сотрудник УВО минтранса осмотрел салон автомобиля и с помощью телескопического зеркала - днище. Теперь уже водитель направляется на досмотр.

На все про все у нас ушло семь-восемь минут. Уже после досмотра мы дольше стояли в очереди на въезд на мост. Несколько потоков автомобилей здесь сливаются в один, конечно, приходится ждать.

Справка "РГ"

22 декабря прошлого года президент Владимир Путин открыл ряд автодорожных объектов в разных уголках страны, среди которых была и трасса А-289. Ее строительство началось в 2021 году. В результате время проезда из Краснодара к Крымскому мосту сократилось с четырех-шести до двух-трех часов.

Турпоток в Крым вырос с начала года на 20 процентов по сравнению с 2024-м
Краснодарский край Республика Крым Инфраструктура