Например, победитель конкурса Анна Дудкина из школы № 2065 подготовила проект, контролирующий нагрузку на коленные суставы человека и помогающий в их восстановлении, победитель Егор Мокеев из школы № 57 изучил биотехнологический потенциал грибов шахтных вод для переработки отходов.
В этом году конкурс отметил десятилетний юбилей. Количество поданных заявок побило все рекорды - их поступило более 16,5 тысячи. В финальный этап прошли свыше трех тысяч учащихся из России, Беларуси, Казахстана, Абхазии и Таджикистана.
Участники защищали свои проекты перед авторитетным жюри, в состав которого вошли ведущие ученые, инженеры и специалисты крупных компаний.
Победителей и призеров ждет специальная образовательная программа в образовательном центре "Сириус". В течение 24 дней они смогут усовершенствовать свои разработки под руководством опытных наставников, а затем представят готовые проекты на итоговом фестивале перед экспертами, преподавателями и представителями промышленности.
"Поздравляю ребят и желаю успехов в дальнейшей разработке проектов. Мы, в свою очередь, будем продолжать создавать все условия для развития творческих и исследовательских навыков московских школьников", - заключил мэр.
Егор Мокеев, победитель конкурса, ученик 8-го класса школы № 57:
- Сейчас мой проект - это статистически обработанные данные по активности двух изолятов экстремофильных грибов, выделенных из уральских шахтных вод. Мой проект уникален, потому что до этого никто не исследовал протеолитическую активность данных видов грибов.
Я исследовал уникальные микроскопические грибы, населяющие уральские шахтные воды, для выделения ферментов, с помощью которых можно разлагать биологические полимеры, на протяжении нескольких недель выделяя чистые культуры. Далее исследовал протеолитическую активность и измерял энзиматический индекс для моих двух культур.
Я работал в лаборатории на кафедре микробиологии биологического факультета МГУ. Выделил ДНК, провел тест ПЦР и с помощью компании "Евроген" провел секвенирование. Так определил вид изолята, с помощью которого можно производить ферменты. Их можно эффективно использовать в совершенно разных отраслях промышленности и разлагать отходы, богатые фибрином и эластином.
В конкурсе "Большие вызовы" я участвовал впервые, но до этого имел опыт на конференциях и в городских проектных работах от программы "Новые вершины". Это, конечно, помогло мне успешно защититься и стать победителем. Я бы хотел выразить огромную благодарность своей научной руководительнице Анне Александровне Шестаковой, научным руководителям моего 8-го биотехнологического класса 57 школы - Артему Андреевичу Лысенкову и Ларисе Петровне Жигановой. А также хочу сказать спасибо моей первой учительнице, которая фактически показала мне, что такое олимпиады, и помогла мне победить в моем первом конкурсном мероприятии.
Даниил Гриневич, победитель, ученик 9-го класса Курчатовской школы:
- Мой проект посвящен изучению свойств химических веществ, которые будут применяться для нефтедобычи. С помощью этих веществ планируется повысить эффективность нефтяных скважин. Разработка позволит увеличить их экономическую прибыльность и сделать сферу нефтедобычи более экологичной.
Это был интересный опыт, я получил много практических знаний о различных материалах. Также у меня была возможность поработать со специалистами, которые дали мне много новой информации. Эти знания позволили мне понять, как устроена сфера новых технологий в России. Я был удивлен, что стал победителем в этом конкурсе, однако это говорит о том, что подобные работы и исследования сейчас очень востребованные в нашей стране. Это не может не радовать.
Илья Финогенов, ученик 7-го класса школы "Покровский квартал":
- Мой проект представляет из себя ветрогенераторы в тоннелях метро для выработки энергии. Он позволит экономить энергию в метро, потому что там ее тратится очень много. Над проектом я работаю где-то с октября. Мне очень помогли моя классная руководительница, преподаватель из МИСИС и моя сестра - она учится в 11-ом классе и хорошо разбирается в проектах.
Я провел исследование эффективности генераторов в условиях туннелей метро. Я вообще впервые выступаю на таком серьезном конкурсе. Очень сильно нервничал, что что-то забуду, где-то запнусь. Но на самой защите я почти не волновался, все прошло великолепно, и я стал призером.
Георгий Овинов, ученик 10-го класса Курчатовской школы:
- Мой проект называется "Использование металл-углеродных наноструктур для создания ион-селективных сенсоров". В рамках работы были созданы сенсоры, которые могут, во-первых, определять наличие ионов в жидкостях, а во-вторых, их концентрацию. Изначально может показаться странным, что сенсоры уже существуют и вообще зачем это делать, но, как оказалось, ныне существующие сенсоры достаточно дорогостоящие и не могут использоваться в широком направлении. А наши сенсоры можно использовать для мониторинга здоровья, состояния водоемов, анализа биологических жидкостей. Именно в этом заключается актуальность моей работы.
Моя работа создана на базе университета ИТМО в Санкт-Петербурге. Мой научный руководитель направлял меня, подавал идеи. Однако все этапы работы были созданы и проделаны мною. Это включает в себя и синтез, и характеризацию на дорогостоящем оборудовании, и создание всех составляющих сенсоров. Финальным этапом было создание самих сенсоров и апробирование их. В результате были созданы сенсоры на ткани, на стекле и на пластмассе.
В конкурсе "Большие вызовы" участвую второй год подряд. В прошлом году мне удалось стать победителем регионального трека и призером заключительного этапа. Поэтому я поехал на смену в "Сириус". Я был в восторге от этого места, от преподавателей, от людей. Поэтому в этом году у меня есть особая мотивация заново туда поехать.