28.05.2025 21:30
Культура

В музее "Новый Иерусалим" открывается выставка "Свет между мирами"

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №117 (9656)
В музее "Новый Иерусалим" открывается выставка "Свет между мирами", в которой встречаются русский и туркестанский авангард из коллекций "Нового Иерусалима" и легендарного Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого. Проект стал возможен благодаря сотрудничеству с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана.
На выставке "Свет между мирами" встречаются русский и туркестанский авангард. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Показ работ из знаменитой коллекции музея в Нукусе - всегда событие. В 1989 году этапным для представления русского авангарда стал совместный проект Русского музея и Музея им. И.В. Савицкого, одним из результатов которого стала книга "Авангард, остановленный на бегу". Почти 20 лет спустя, в 2017 году, открытием для зрителей стала большая выставка "Сокровища Нукуса" в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к визиту в Москву президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Выбор именно музея "Новый Иерусалим" для представления 160 произведений "восточного авангарда" может показаться неожиданным.

Выставка "Свет между мирами" в Москве

Тем не менее выбор объясняется не только отличным экспозиционным пространством музея, опытом создания эффектных выставок и даже не только тем, что в собраниях обоих музеев есть шедевры Александра Волкова, Соломона Никритина, Климента Редько, Александра Шевченко, Ростислава Барто, Сергея Романовича… Объединяет их и метод "собирания музея" - создание коллекций в обоих случаях выглядело как mission impossible. Невозможным в глазах здравомыслящих людей проект делало прежде всего искусство, вычеркнутое из музейной и выставочной жизни. Тот самый авангард, остановленный на бегу. Причем если имена Малевича, Кандинского, Шагала, Ларионова и Гончаровой благодаря мировой славе были известны историкам искусства, архивистам и коллекционерам, хоть художники и звались "формалистами" в родных пенатах, то работы 1920-х - начала 1930-х годов Соломона Никритина, Климента Редько, Михаила Соколова, Алексея Рыбникова, Урала Тансыкбаева, Доры Гуревич, Ефросиньи Ермиловой-Платовой, в лучшем случае спрятанные на антресолях в квартирах художников, не вызывали особого энтузиазма даже у знатоков искусства ХХ века. Эти произведения были "невидимым" наследием модернизма, не вписавшимся на очередном вираже истории в официальную версию соцреализма. Нужно было обладать безупречным вкусом, талантом, чутьем, связями и в конце концов отвагой Игоря Витальевича Савицкого, чтобы не только сделать ставку на забытое искусство, но и создать новый тип музея. Музея, где архив художника и его шедевры были равно значимы, где искусство ХХ века встречалось с находками археологов и национальным искусством каракалпаков. Савицкий, спасая наследие художников 1920-1930-х, фактически создавал с нуля универсальный музей. И где! На краю пустыни, близ отступавшего Аральского моря.

Этот совместный проект двух музеев России и Узбекистана вписывается в контекст и российский, и международный

История появления в коллекции музея "Новый Иерусалим" искусства ХХ века не менее фантастична. Мало того, что музей к середине 1980-х годов был областным краеведческим, он был на территории бывшего монастыря. Тогда, разумеется, никто не вел разговор об освобождении помещений в пользу Церкви, но понятно, что искусство ХХ века для него выглядело "непрофильным" активом. Сохранить наследие "формалистов" в краеведческом музее было не самой очевидной идеей. Но благодаря научным сотрудникам музея Людмиле Денисовой и Ларисе Чернениловой идея не только обрела почву, но и развитие в том числе благодаря поддержке тогдашнего директора музея Василия Нижегородова. Сегодня в собрании музея "Новый Иерусалим" одна из интереснейших коллекций советского искусства первой трети ХХ века. И надо ли говорить, что собрание музея "Новый Иерусалим" тоже может зваться универсальным?

Еще одно имя, наверное, важно вспомнить - историка и искусствоведа Ольги Ройтенберг, которая собрала и сохранила огромный пласт наследия выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в 1920-х - начале 1930-х годов. Среди художников, о которых писала Ройтенберг, были и авторы "восточного авангарда". Например, Михаил Курзин, Ефросинья Ермилова-Платова, Николай Витинг, Ростислав Барто, Ольга Соколова, Сергей Романович… Работы этих художников будут представлены на выставке в "Новом Иерусалиме".

Со времени первого издания книги Ройтенберг в 2004 году прошло более 20 лет. Но по-прежнему художественное наследие 1920-1930-х годов остается во многом terra incognita. Именно поэтому нынешний проект - исследовательский, обещающий открытия не только для зрителей, но и историков искусства. Его кураторами стали Людмила Денисова, Лариса Черненилова, Надя Плунгян, Елена Папченко. А научным консультантом был Александр Балашов.

Быт Ленинграда накануне войны задокументировал лучший ученик Малевича

Этот совместный проект двух музеев России и Узбекистана вписывается в контекст и российский, и международный. Выставка продолжает сюжеты, намеченные в проектах "Путь на Восток" Третьяковской галереи и в проекте ГЭС-2 "Не слитно, не раздельно", посвященном знаменитой Хорезмской археологической экспедиции. С другой стороны, выставка "Свет между мирами" развивает серию художественных проектов, которые Фонд развития культуры и искусства Узбекистана делал в Италии в 2024 году. Фонд относительно новый игрок на интернациональной арт-сцене, но весьма успешный. Его проекты востребованы в диалоге культур Востока и Запада.

Живопись Музеи и памятники Узбекистан