30.05.2025 00:00
Власть

19 июня вступает в силу новый закон о местном самоуправлении

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №118 (9657)
Новый закон о местном самоуправлении вступает в силу с 19 июня. Он детально прописывает систему самой близкой к народу власти - местной. Главная цель - сделать власть на муниципальном уровне более эффективной.
/ Владимир Федоренко/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Важный момент: система становится гибкой. Не будет единой схемы, по которой должна выстраиваться власть во всех регионах. Наоборот, каждый регион сможет выбрать, какую модель для местного самоуправления установить.

Есть два варианта. Первый: регионы смогут сохранить двухуровневую систему местного самоуправления. В таком случае там продолжат действовать такие виды муниципальных образований, как муниципальные районы и входящие в их состав сельские и городские поселения.

Второй вариант: перейти на одноуровневую систему. Тогда бывший сельсовет станет филиалом районной администрации.

Решать, какую именно систему выбрать, региональные власти будут с учетом мнения людей и сложившихся традиций. Главное, что закон детально прописывает полномочия властей разного уровня, кто чем должен заниматься.

В законе предусмотрены максимально гибкие механизмы, они позволят учитывать общую специфику и региона, и отдельных муниципалитетов

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в беседе с "Российской газетой" отметил, что для людей не важно, какой уровень власти отвечает за то, что будут построены дома, отремонтированы дороги, обеспечены местами в детских садах дети и так далее. Главное, чтобы все работало и жизнь становилась комфортной.

Валерий Выжутович: Обыватель не делит территорию на государство и муниципалитет

"На муниципальном уровне должны оставаться те полномочия, с которыми органы местного самоуправления могут справляться и на которые у них достаточно средств в местном бюджете, - говорит Крашенинников. - Принцип единства системы публичной власти - это далеко не пустой звук, он предполагает согласованную работу всех уровней власти как единого целого".

Какую бы систему в регионах не приняли, массового увольнения чиновников из сельсоветов быть не должно. Для оперативного решения задач местного самоуправления предусматривается возможность создания территориальных органов местной администрации, а в случае перехода на одноуровневую систему должны быть в обязательном порядке созданы территориальные органы местной администрации, куда на работу может перейти сложившийся и опытный кадровый состав с сохранением уровня гарантий не ниже имевшегося.

Иными словами, в ходе реформы старые органы власти могут стать по сути филиалами новых местных администраций. Таким образом и ценные кадры сохранятся, и местная власть не удалится от народа.

"При едином управлении исчезает возможность перекладывать ответственность между уровнями власти, - подчеркнул Крашенинников. - Действуют общие стандарты, например, при установлении тарифов, оказании услуг. Чем проще управление, тем эффективнее распределяются ресурсы, проще понимать: кто за что отвечает и куда и по какому вопросу идти гражданам. Единый орган оперативнее принимает решение и быстрее реагирует на проблемы. И так далее".

При этом, как заявляет Крашенинников, не надо сводить этот закон только к уровням моделей. "Главное в нем - развитие и совершенствование местного самоуправления. У нас нет задачи всех стричь под одну гребенку. В законе как раз и предусмотрены максимально гибкие механизмы, они позволят учитывать и общую специфику региона, и отдельных муниципалитетов", - говорит он.

Введено четыре способа избрания главы муниципального образования.

Павел Крашенинников: Массового увольнения чиновников из сельсоветов не будет

"Первый вариант - мэр избирается на муниципальных выборах. Второй - представительным органом из числа депутатов. Третий - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ. И четвертый - почти как третий, но из числа представленных конкурсной комиссией", - объясняет Крашенинников.

Острый вопрос, который часто задают эксперты: не окажутся ли при новых правилах мэры в слишком большой зависимости от губернаторов? Ведь мэр прежде всего должен думать о том, как сделать лучше народу, а не о том, как угодить губернатору.

По словам Крашенинникова, в законе четко прописаны полномочия, которые переданы мэру, ответственность за их исполнение и процедура, как можно его отстранять от должности - в каких случаях и так далее. Правила должны служить защитой честному мэру.

"Это прозрачная система, она как раз позволяет говорить о том, что здесь волюнтаризма будет значительно меньше. Нравится мэр губернатору или нет, судьба главы города должна всегда лежать в плоскости закона", - подчеркивает Крашенинников.

Еще один важный момент. Закон предусматривает только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения.

Процедура

Мигранты, прибывшие в новые регионы России, должны до 10 июня включительно пройти медицинское освидетельствование и представить в территориальный орган МВД России медицинские документы. Такое требование было установлено указом президента России.

Эксперты оценили эксперимент с дополнительными механизмами учета иностранцев

Сейчас государство предпринимает значительные шаги для установления правового порядка в сфере миграции. Принципиальный момент: люди, которые приезжают к нам, обязаны соблюдать наши правила. Контроль за этим должен быть жестким.

В этом году начал работать реестр контролируемых лиц. В него попадают иностранцы, у которых истекли законные основания пребывания в нашей стране. Для лиц, внесенных в реестр, вводится целый ряд ограничений. Например, будет невозможен прием незаконно находящихся в России несовершеннолетних иностранцев в школы и детские сады, подчеркивают эксперты.

Вопросы совершенствования законодательства в сфере миграции активно обсуждались в ходе прошедшего недавно XIII Петербургского международного юридического форума. Например, председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что оформление медицинской страховки мигрантам должно осуществляться за счет работодателей.

Подготовил Петр Орлов

Госуправление Регионы