01.06.2025 23:28
Культура

В Москве впервые показали оперу Александра Чайковского "Три сестры"

В Москве впервые показали оперу Александра Чайковского "Три сестры"
Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №119 (9658)
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац уже несколько лет живет в условиях затянувшейся реконструкции своей основной сцены, из-за чего вынужден изобретать самые разные способы творческого бытования. Самым ярким проектом в этом ряду стала "Re-конструкция" в фойе театра. Она не только созвучна в названии той ситуации, в которой оказались артисты, но, главное, вспоминает забытые опусы, что, по мнению постановщиков, заслуживают шанса найти дорогу к публике. В юбилейный год Чехова художественный руководитель театра Георгий Исаакян обратился к опере "Три сестры", что прежде была поставлена лишь однажды, 30 лет назад в Перми.
Опера Александра Чайковского, как и знаменитая чеховская пьеса, об ускользающих мечтах и стремлениях. / teatr-sats.ru
Читать на сайте RG.RU

Опера Александра Чайковского, как и знаменитая чеховская пьеса, об ускользающих мечтах и стремлениях. "Три сестры Прозоровы, генеральские дочки" (полное авторское название опуса) грезят: "В Москву! В Москву!" Эта фраза звучит будто заклинание. Но столица здесь не место, а пронзительный символ отложенного (навсегда) счастья... Первый раз спектакль ставил Владимир Курочкин, наставник Георгия Исаакяна в ГИТИСе. Тогда молодой человек ассистировал своему мастеру. А Владимир Курочкин выступил еще и соавтором оперного либретто, что написал Яков Халецкий с большой любовью к чеховскому тексту, часто цитируя его протяженными фразами, не игнорируя ни одной сколь-либо значимой драматургической линии и даже важные реплики героев пьесы, сохраняя уникальную чеховскую атмосферу. Хотя неизбежно некоторые существенные персонажи трансформировались в эпизодические или даже вообще исчезли без следа.

Опера Александра Чайковского, как и знаменитая чеховская пьеса, об ускользающих мечтах и стремлениях

Партитура же, словно коллаж, в котором изящно переплелись оперные арии, дуэты, ансамбли; военные марши и романсы, водевильные и фольклорные мотивы, развернутые симфонические интермеццо, как философские наблюдения (оркестром руководит специально приглашенный Ярослав Ткаленко). Музыка полна узнаваемых на интуитивном уровне отзвуков, что ее виртуозно вписывает в контекст композиторских достижений XX века, не лишая при этом авторской яркости и значимости. Дирижеру удалось соединить в единое полотно эту стилистически разнообразную музыкальную фактуру, стараясь сохранить максимальную комфортность для солистов, которым великодушно было разрешено подглядывать в ноты, стоящие на пюпитрах.

Спектакль получился таким же легким, как пленэрные зарисовки (сценография Станислава Фесько, костюмы Варвары Захаровой). Четыре лаконичные картины оперы укладываются в два часа. И когда, надо думать, дело дойдет до полномасштабной театральной постановки, толика чеховского символизма, переходящая в трогательную недосказанность, придаст спектаклю художественную объемность, не утратив интимности чувств, что очень подкупает в данном камерном сценическом решении.

Шедевр Беллини "Норма" открыл "Звезды белых ночей" в Мариинском театре

Солистам не всегда легко было справляться с полистилистикой своих партий от головокружительной кантилены до декламации и разговорных эпизодов. Хотя все старались не терять четкости фразировки. Милы сестры (Юлия Макарьянц - Ольга, Полина Севастьянова - Маша, Анна Малькина - Ирина), а рядом с ними Тузенбах (Петр Сизов), Чебутыкин (Руслан Юдин) и Соленый (Алексей Красовский). Но трудность повседневной жизни для них непреодолима.

Благодаря Александру Чайковскому Антон Чехов оказался очень оперным драматургом - грустным, ироничным и любящим.

Музыкальный театр